Минпромторг предлагает постепенно заменять импортную электронику отечественной - к 2020 году объем ввоза зарубежных персональных компьютеров, ноутбуков, рабочих станций для офисных сотрудников, а также планшетов и смартфонов должен снизиться до 75% с нынешних 90-100%. Всего перечень продукции, подлежащей импортозамещению, содержит 534 различных вида вычислительной техники, телекоммуникационного оборудования и электронных компонентов.
Согласно плану Минпромторга, доля зарубежных ПК в госсекторе к 2020 году должна составлять не более 25%, а на массовом рынке — не более 90%. Чиновники ставят цель создать в России планшеты и смартфоны для массового рынка и корпоративного использования, которые предполагают повышенные требования к защите информации.
Увеличить долю продукции отечественных производителей электроники планируется в банковской сфере телекоммуникациях, светодиодных технологиях, транспорте и вопросах безопасности населения.
Ранее Минкомсвязи представило план по импортозамещению в области софта и отвело больше времени на разработку отечественных операционной и мобильной ОС - до 2025 года.
Насколько выполнимым выглядит план по импортозамещению электроники?
Большинство планов, что озвучиваются в последнее время относительно импортозамещения по разным отраслям, выглядят сильно радужно. Вот и в радиоэлектронной промышленности, которая отставала много лет к ряду, вдруг, решили за 5 лет (!) догнать и обогнать. И это на фоне падающего рынка, спада платежеспособности населения в целом, и спроса на конкретную продукцию, в частности.
Конечно, создать и развивать - благая цель, и что-то будет создаваться и развиваться. Кризис - самое благоприятное время для созидания. И, возможно, к 2020 году что-то из намеченного плана будет выполнено.
План - есть план, но в нем не сказано, как желаемые показатели будут достигнуты. Откель средства будут взяты?
5 лет - слишком короткий срок для его реализации. Потребуется не просто производить и развивать производственное направление, но и продвигать товары, формировать и подогревать спрос. Не секрет, что импортные бренды пользуются большим спросом, чем отечественные аналоги. Следовательно, нужно учитывать еще дополнительные средства на маркетинг, рекламу, PR. И тут выступают на первый план уже не только финансовые расходы, но и временные. Потребуется время, на то, чтобы потребители перестроились.
Нужно время и на то, чтобы довести качество выпускаемой продукции до соответствующего уровня, выстроить качественный сервис центров технической поддержки и так далее. На должном уровне должна сработать и господдержка для бизнеса.
Словом, мое сугубо субъективное мнение таково - план с чрезмерно завышенными, ничем не подкрепленными, не обоснованными ожиданиями. Уверена, его ждут неоднократные корректировки. Или, как уже было не единожды, с наступлением срока подведения итогов, мы услышим, что, план, увы, провалился.
Есть еще вариант развития событий (фантастический) - оперативное реагирование всех звеньев процесса, достаточное финансирование, адекватная и своевременная господдержка на всех уровнях, быстро скорректированная нормативно-правовая база - в этом случае возможно в нашей стране случится технологическое чудо и план реализуется на 110% в указанный срок.
Насколько выполнимым выглядит план по импортозамещению электроники?
Принятие данного плана можно считать позитивным шагом. Но есть риски. Если смотреть на данный план с точки зрения интернет технологий, то к 2020 году, а это через 5 лет, технологии уйдут вперёд и нормативы, на которые опирается данный документ изрядно устареют. Необходимо постоянно их корректировать. Безусловно своё дорогое и устаревшее лучше, чем импортное дешёвое и современное. Но убедить в этом удастся только под давлением, а его можно оказать в основном на рынок государственных закупок. Свободный же рынок не будет платить за неконкурентоспособный товар.
Посмотрите на нашего восточного соседа – Китай, и проанализируйте на какие жертвы и расходы они пошли ради того, чтобы сначала заманить к себе высокие технологии, а потом завладеть ими. Теперь сравниваем положение дел там и здесь и становится ясно, что при текущих расходах, уровне производства и бизнес условиях мы не достигнем современного на тот момент уровня в электронике. Но производство микроволновых печей или светодиодов это уже более достижимая цель. В любом случае, если ничего не делать, то ничего и не будет.
В данный момент наша хостинговая компания использует серверное и коммутационное оборудование исключительно ведущих зарубежных производителей и маловероятно, что к 2020 году появятся отечественные аналоги сопоставимые по качеству. Что же касается программного обеспечения, то здесь ситуация не на столько плачевная для отечественных разработчиков, так как их решения, как правило, дешевле и мало в чём уступают зарубежным.