Нестабильность курса валют и падение рубля вызвало ажиотаж, схожий с тем, что наблюдался во время кризиса 2008-2009 гг.: пользователь ищет новые каналы экономии, и для многих сохранить бюджет помогает поиск и сравнение цен в Интернете. В частности, использование прайс-площадок по типу http://spb.aport.ru – ресурсы, максимально простые и понятные для новичков, представляют товары различного типа, аккумулируя цены на них из сотен интернет-магазинов России.
О покупателях, их численности и степени проникновения технологий
Порядка 73 млн россиян к концу 2014 года стали интернет-пользователями, а 40 млн из них – и интернет-покупателями. Интернет по территории России пока что распространяется не равномерно: большее проникновение наблюдается в центральном округе – из общего числа пользователей на него приходится порядка 21 млн пользователей. Тем не менее, за последний год значительный прогресс наблюдается в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах: темпы роста здесь весьма показательны – 130 и 92 процента соответственно. Под конец года особенно активно начала заявлять о себе «глубинка» – Интернет популяризируется в деревнях и ПГТ.
О способах оплаты и географии покупок
Одним из самых востребованных способов оплаты товаров, купленных в интернет-магазинах, до недавнего времени оставался наличный расчёт при получении посылки. За 2013 и 2014 год удалось сократить количество таких покупок и довести показатели до 61% товаров, оплаченных онлайн при оформлении заказа. Вероятно, в этом году процент такой оплаты снова может пойти вниз из-за большого числа новых покупателей, скептически относящихся к первым виртуальным покупкам. Недоверие, отчасти, можно будет свести на нет предложением об оплате курьеру.
Трансграничные покупки всегда занимали немалую долю рынка e-commerce. По итогам прошлого года, можно говорить о 30% от общего числа покупок в России. На 2015 год, по оценкам разных аналитиков, этот показатель может возрасти практически в два раза из-за разницы курса и широкому кругу бюджетных товаров, продающихся на зарубежных аукционах и лоукост-ресурсах.
С одной стороны, отток покупателей из российских интернет-маркетов может ударить по некоторым сегментам рынка, а с другой, доставка товаров из-за рубежа позволит повысить доход транспортных фирм и Почты России, в частности.
Судя по прошлому году и началу 2015-го, основной зарубежный рынок для россиян – китайский. Если в 2012-2013 гг. больше речь шла о США и Европе, то нынешнее положение вещей сменило ориентиры. Плюс, многие китайские сайты обзавелись русскоязычными интерфейсами, также была налажена система доставки товаров.
У китайских веб-порталов есть чему поучиться: сроки доставки ими были сокращены до двух недель, процент утери посылок сведён к минимуму, а у некоторых доставка и вовсе стала бесплатной.