Российский рынок интернет-торговли исправно прибавляет из года в год: по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем рынка e-commerce в 2014 году вырос на 31%, до 713 млрд руб. Причинами роста называются интенсивное развитие и проникновение мобильного интернета, а также увеличение количества интернет-пользователей в регионах.
В частности, значительно выросла аудитория в Сибири и на Дальнем Востоке - рост на 130% и 92%, соответственно. Всего же в России уже около 73 млн интернет-пользователей, за год их число выросло на 4,3 млн человек. Более половины из них (40 млн) совершают покупки в интернете.
Доля трансграничной торговли в общем объеме e-commerce по итогам года составила 30%. Причем большая часть заказов пришлась на Китай – до 80%. Так, количество российских покупателей на Aliexpress увеличилось вдвое и достигло 15,6 млн человек в месяц.
За год доля пользователей, оплачивающих покупки в онлайн-магазинах банковской картой, увеличилась с 55,3% до 61,7%. Доля наличных платежей за последние четыре года снизилась на 20%. При этом каждый пятый россиянин совершает покупки с мобильного устройства.
Что касается категорий приобретаемых товаров, первое место сохранил сегмент «Электроника и бытовая техника», его объем составил 184,3 млрд рублей (+41,6%). Наибольший рост продаж наблюдался в трех категориях: телефоны и смартфоны (63%), потребительская электроника (63,4%) и крупная бытовая техника (55,8%).
Наиболее популярными среди российских пользователей в 2014 году стали интернет-ритейлеры Ozon, «Юлмарт», «М.Видео», Wildberries, «Связной», «Эльдорадо», «Ситилинк», DNS, Lamoda и Enter.
Как вы оцениваете потенциал рынка e-commerce в 2015 году с учетом текущей экономической ситуации?
На долю интернет-торговли в России сейчас приходится около 3% рынка, при этом Россия сейчас рынок №1 в Европе по количеству интернет-пользователей, и только половина из них совершает покупки в интернет-магазинах. С увеличением числа пользователей интернета и совершенствованием различных мобильных технологий будет расти и количество людей, пользующихся e-commerce-сервисами.
Темпы роста этого направления, конечно, замедлятся из-за сокращения реальных доходов населения, но прирост в 2015 году обязательно будет. Свою позитивную роль сыграет и оптимизация процессов доставки товаров покупателям из небольших городов и сел, ведь Почта России приложила немало усилий для выстраивания логистических сервисов для доставки товаров из-за рубежа, а ее отделения есть в самых отдаленных уголках России.
На сегодняшний день более 70% всех покупок приходится на Китай, не зря Aliexpress выстраивает свою стратегию развития с учетом запросов российского рынка и рассчитывает за счет этого в ближайшие годы получать прибыль.
Есть факторы, которые, безусловно, сдерживают рост покупок в зарубежных интернет-магазинах, например, таможенные пошлины, ограничивающие покупки для личного потребления суммой в 150 евро.
Национальный рынок электронной торговли в 2015 году тоже будет расти, но повторюсь, его рост будет сдерживать покупательная способность населения, которая в период экономических спадов тоже снижается.
Несмотря на сложную экономическую и политическую ситуацию, рынок электронной коммерции показывал достаточно устойчивые темпы роста весь 2014 год. Исключение составили лишь последние месяцы года, когда из-за резких колебаний курсов валют произошла двоякая ситуация: в некоторых сегментах торговли цены значительно выросли, что привело к падению продаж, а в некоторых наоборот наблюдался многократный рост связанный с тем, что население старалось избавиться от стремительно обесценивавшегося рубля. Если бы не эти колебания, рынок показал бы еще лучшие результаты. И это понятно, ведь по уровню проникновения дистанционной торговли мы до сих пор сильно отстаем от США, Китая и стран Запада. К тому же не стоит забывать, что цифры по рынку представлены в денежном выражении, и на них сильно влияет инфляционный рост и, как следствие, увеличение среднего чека покупки. В 2015 году можно ожидать усиления консолидации, банкротства некоторых игроков и замедления темпов роста продаж. Вопреки негативным прогнозам некоторых экспертов, падения объемов в 2015 году мы не ожидаем. Безусловно, рынок продолжит расти, хотя и не такими быстрыми темпами, как в предыдущие годы.
Как вы прокомментируете показатели рынка российской интернет-торговли за 2014 год?
2014 год был непростым для электронной коммерции в первую очередь в связи с нестабильной экономической ситуацией в стране, резким колебанием кросс-курсов валют, которые повлияли и на трансграничные операции, и под конец года на стоимость импортных товаров, продаваемых российскими площадками.
Традиционно «высоким» сезоном с точки зрения продаж гаджетов стал 4 квартал. В этом году на традиционно высокий спрос наложился также ажиотаж, связанный с резкой девальвацией рубля, когда у клиентов были дополнительные мотивы для покупки – они ожидали повышения цен, а некоторые из них также рассматривали приобретение дорогих гаджетов как своеобразный вид «вложения» рублевых накоплений.
В результате 4 квартал стал наиболее значимым периодом с точки зрения роста продаж в деньгах. Это произошло за счет высокой востребованности устройств в средних и особенно высоких ценовых сегментах в силу описанных выше причин.
Важным драйвером роста российского e-commerce стали продажи в регионах - там очень высок потенциал роста за счет того, что многие клиенты только осваивают возможности покупок онлайн.
Мы в «Связном» давно видим этот тренд и в нашей структуре онлайн-продаж регионы занимают уже порядка 75% - а на рынке в целом пока не более 50%. Темпы роста региональных продаж выше общероссийских. Например, продажи в Поволжье и на Дальнем Востоке в нашем Интернет-магазине увеличились на 39% и 50% соответственно.
Как вы оцениваете потенциал и темпы роста рынка e-commerce в 2015 году с учетом текущей экономической ситуации?
Если говорить о гаджетах, то скорее всего российские покупатели начнут более «спокойно» относиться к новинкам по сравнению с предыдущими годами, когда появление флагманских моделей вызывало неизменный ажиотаж на этапе старта. Люди будут более внимательно анализировать соотношение цены и характеристик товаров и обращать внимание прежде всего на него, а не на бренд. Хотя, конечно, категория трендсеттеров, которым обязательно нужно первыми купить каждую новинку, сохранится как таковая.
В 2015 году можно ожидать снижения числа зарубежных покупок по ряду категорий из-за кросс-курсов рубля и валют. В то же время, нужно понимать, что цены на импортные товары, продаваемые в России, также выросли, поэтому совершение покупок за границей по-прежнему оправдано. Скорее всего клиенты будут просто более сдержанно подходить к потреблению в принципе, ограничивая себя в желаниях.
Важную роль в e-commerce продолжат играть регионы. С дальнейшим развитием услуги широкополосного доступа в сеть в регионах будет увеличиваться и количество онлайн-покупателей за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, и именно клиенты интернет-магазинов в регионах будут обеспечивать динамику развития сегмента e-commerce в России. В Москве и Санкт-Петербурге онлайн-ритейл находится на этапе зрелости, и покупателям привычны интернет-магазины, как канал продаж, а в регионах количество и доля людей, совершающих покупки в интернете, пока не столь велики.
В связи с общим снижением потребительской активности возможен уход с рынка ряда игроков и консолидация e-commerce, которая уже началась - с 1го января 2015 перестал работать e5.ru, можно прогнозировать закрытие и других заметных игроков.
На рынке есть мнение о том, что ряд оффлайн-игроков в условиях экономической нестабильности будет уходить в онлайн. На наш взгляд, такая модель не самая оптимальная, поскольку оффлайн-игрок при переходе в онлайн должен будет работать со снижением маржинальности и столкнется с необходимостью адаптировать свою логистику. Также при уходе в онлайн придется отказаться от реализации ряда услуг, которые приносили прибыль в оффлайне.
Наиболее эффективной моделью – и особенно в текущих условиях – будет омниканальность: такое сочетание онлайн и оффлайн каналов, когда клиент получает симметричный объем товаров и сервисов в любом канале продаж. Для этого «Связной», к примеру, развивает не только сам интернет-магазин (ассортимент, удобство оформления заказа), но и постоянно увеличивает число электронных каталогов в магазинах, совершенствует возможность заказа через колл-центр и возможности доставки.
Что касается «Связного», то в 2015 году мы продолжим реализовывать стратегию омниканльного ритейлера. Инфраструктура будет развиваться на базе уже существующей сети - это обеспечит оптимальный объем инвестиций и повысит эффективность работы всей компании. В связи с постоянно растущим интересом к покупкам в различных каналах, «Связной» увеличит число электронных каталогов в сети в 1 полугодии 2015 минимум на 25% до 1 600. Также вырастет число точек самовывоза и будут запущены новые возможности доставки.