Высокий сезон – именно так называют ритейлеры праздничный период, когда совершается больше всего продаж. Впрочем, в нынешнем году прошедшие праздники 23 февраля и 8 марта обошлись без ажиотажа. Сети наблюдали падение продаж в штуках, хотя в стоимостном выражении рынок растет на фоне удешевления рубля. Тем не менее, эксперты прогнозируют падение продаж и в денежном выражении ближе к лету.
Как рассказали «Коммерсанту» представители производителей бытовой техники и ведущих торговых сетей, предпочтения россиян в этом году изменились – они переориентировались на товары низкого ценового сегмента. В праздничный период снизились продажи крупной техники (например, стиральных машин), а также технологических новинок.
Гендиректор «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров рассказал, что в прошедшие праздники граждане заменяли более дорогие товары на более дешевые – например, вместо смартфонов покупали электронные книги, вместо планшетов – цифровые камеры. Также, потребители стали больше уделять внимания аксессуарам, сообщила представитель «Связного» Мария Заикина.
По данным «Евросети» в 2015 году в период с 9 февраля по 8 марта было продано на 3% меньше телефонов, планшетов и смартфонов, чем годом ранее. Хотя в стоимостном выражении продажи выросли на 16%.
Как долго будет сохраняться потребительская тенденция к ориентации на «товары низкого ценового сегмента»?
Как говорил один известный олигарх - деньги были, деньги будут, сейчас денег нет. Это относится к населению, у богатых же людей все по-прежнему - дела отлично. У россиян, выезжающих за границу в путешествия, таможенники не успевают декларировать сотни тысяч долларов, заканчиваются бланки.
Дело в том, что спрос на премиальные товары закрытого круга не сильно афишируется. Закрытие элитных супермаркетов и бутиков еще ни о чем не говорит. Настоящие премиальные товары распространяются не в открытую.
Мне клиенты рассказывают и о возросшем спросе на дорогие квартиры, антиквариат, одежду от кутюр, заказ написания книг, автобиографов и даже - целые бизнесы, стартапы. Мы например, отмечаем повышенный интерес к взрывному пиару, закрытой и дорогой услуге.
Мне это как социологу и кандидату философских наук понятно. На самом деле, в кризис легче выделиться среди "серой массы". И вся фишка в том, что ты можешь быть одним премиальным потребителем в одном классе товаров, и совершенной скрягой в другом сегменте. Это, пожалуй, чисто русская с элементом азиатской черта культуры. Не скрою, я сам именно такой. Можете меня за это не любить.
Как долго будет сохраняться потребительская тенденция к ориентации на «товары низкого ценового сегмента»?
«С учетом уровня инфляции прошлого года, роста евро и доллара, значительно выросла стоимость гаджетов, цифровой электроники и бытовой техники. Кризисная ситуация на рынке мало кому из работодателей позволяет индексировать зарплаты, наоборот, чаще их снижают, чтобы сократить расходы на зарплатный фонд. Как результат, покупателям приходится значительно пересматривать расходы на неприоритетные покупки, с чем и связан спад покупательской способности на этом рынке. До тех пор пока ситуация не стабилизируется ожидать переориентации покупателей на более высокий ценовой сегмент не приходится. Сегодня россияне очень бережно относятся к своим накоплениям и не будут без необходимости их тратить».
Как долго будет сохраняться потребительская тенденция к ориентации на «товары низкого ценового сегмента»?
Долго. В течении всего 2015-го года, и возможно, в 2016-м году.
Более того, судя по всему, представления потребителей о границах ценовых сегментов (в долларах США к которым «привязаны» цены на бытовую технику) уже меняются, и в ближайшие годы не будут восстановлены на прежнем уровне.
Условно говоря, если в прошлом году телефон / смартфон дешевле 150 дол. воспринимался как представитель «бюджетного» сегмента рынка то сегодня и от аппарата за 100 дол. потребители ожидают качества и «позиционирования» ранее характерного для среднего сегмента. А аппараты дороже 250 дол. в восприятии большинства потребителей скорее всего перешли в «премиальный» сегмент. Чтобы об этом не думали производители и розница.
Отсюда, кстати, и снижение покупок таких товаров в качестве подарка на 8 марта. Конечно, этот вопрос заслуживает более глубокого изучения производителями. Потребитель – меняется, и меняется быстро. И эти изменения надо отслеживать в режиме «реального времени».