Маркетологи подняли ставки на свои услуги в среднем на 5% относительно прошлого года, следует из ежегодного исследования «Мониторинг стоимости услуг маркетинговых агентств», подготовленного Ассоциацией Коммуникационных Агентств России (АКАР) и Российской Ассоциацией Маркетинговых Услуг (РАМУ).
Наиболее ощутимый рост стоимости услуг был отмечен в сфере digital. К примеру, ставка в час Flash Technologyst выросла на 20,5 %, Programmer ASP.NET - на 10%. На 16% увеличилась стоимость Social Media Manager. В то же время стоимость услуг группы по работе с клиентами осталась на прежнем уровне.
На сегодняшний день данный мониторинг является отраслевым нормативом рынка маркетинговых коммуникаций, рекомендуемым к использованию всем участникам рынка.
В свою очередь, клиенты, ознакомившись с исследованием, смогут не только получить четкое понимание принципов ценообразования на рынке маркетинговых услуг, но и оценить реальную стоимость планируемой кампании, необходимый перечень работ и ресурсы, что особенно важно в сложный экономический период.
Как вы прокомментируете рост стоимости маркетинговых услуг? Какие факторы определяют ценообразование на рынке маркетинговых услуг и коммуникаций?
Как и на любом немонополизированном рынке, цены на рынке маркетинговых услуг определяются балансированием спроса и предложения. Рост цен на маркетинговые услуги на 5% за год при потребительской инфляции в 12% означает, что в реальном выражении цены понизились в среднем на 6 – 6,5%. Такое стало возможным из-за того, что в условиях резкого замедления экономического роста предложение качественных услуг стало превышать снизившийся спрос.
Снижению же цен в номинальном выражении препятствует рост издержек по производству маркетинговых услуг. Маркетинговые услуги относятся к группе интеллектуальных, «знание-емких» услуг, и до 40% себестоимости оказания качественной услуги составляют расходы, связанные с оплатой труда специалистов.
Возможности по «оптимизации» этой статьи расходов невысоки, так как в экономике в целом заработная плата в 2014-м году выросла на 9% и составила 32,5 тыс. руб. в месяц. Снижение уровня оплаты труда специалистам приведет к уходу наиболее квалифицированных работников, и снижению качества оказываемых маркетинговых услуг.
Да и арендная плата, тарифы связи, коммунальные, тоже не дешевеют.
Какие показатели позволяют оценить качество маркетинговых услуг и обоснованность денежных затрат на них, с учетом роста цен?
Рост стоимости на маркетинговые услуги, так же, как и консалтинговые, вполне оправдан. Есть уже устоявшаяся модель поведения бизнеса в кризисные времена, при которой, под маркой "оптимизация расходов" идет, почти в первую очередь, сокращение рекламных бюджетов.
Так как полностью отказываться от рекламы себе же дороже, на первый план выступает вопрос качественных маркетинговых стратегий и инструментов. А с этим как раз сильная беда, причем не только в мелких компаниях, но и в крупных, даже при наличие штатных маркетологов.
Вот тут и появляется спрос именно на эффективных специалистов по маркетингу или маркетинговые агентства, оказывающие полный спектр услуг.
Что я имею в виду под словом "эффективных". Это когда маркетинговое мероприятие разрабатывается согласно привязки к конкретному финансовому (или количественному) показателю, к которому мы должны прийти в ходе всей "затеи". Просто "освоить" рекламный бюджет, разведя в конечном итоге руками и сказав, что мол, "ну не Шмогли мы, не Шмогли" - это уже не сработает.
Именно это и будет определяющим фактором оценки качества специалистов по маркетингу - умение привести клиента к результату, дать гарантии и, в случае отсутствия заявленного результата вплоть до возврата всех авансовых платежей.
А лучше давать клиенту не единичную, а тройную гарантию (например, я даю сразу 3 гарантии на все свои консалтинговые услуги :) и 100% возврат всех авансовых платежей в случае отсутствия результатов от моей помощи. Конечно, это риски, причем высокие. Но я готова на них пойти, потому что четко понимаю, если обе стороны сделают хотя бы 30-50% из всех запланированных мероприятий нужный результат будет. И наоборот.
Правда стоит отметить, что многое зависит и от самого бизнеса. Если относится к маркетингу только как к волшебной таблетке и надеяться, что эффективные маркетологи придут и вытащат фирму из убыточного состояния или, что с помощью только лишь маркетинговых стратегий можно наладить системность всех основных бизнес-процессов, то ничего хорошего из этого не выйдет.
Владельцы и руководители компаний должны быть готовы к переменам и к тому, что за качественный маркетинг (раз уж мы тут говорим именно о стоимости маркетинговых услуг) придется платить.
Стратегии вчерашнего дня уже не работают. Не работают "затертые" акции, продажи в лоб, как прямые, так и через рекламу и так далее. А чтобы понимать, что именно работает, во что стоит вкладываться, а от чего отказаться в принципе, нужен совет опытного человека, эксперта в своей области.
В заключение приведу пример, реальный кейс. Проводя оценку эффективности рекламы и рекламных площадок в одной из компаний мы получили цифры: 75% рекламного бюджета приводило в компанию только 2% клиентов, а недооцененная площадка, в которую вкладывалось всего 20% бюджета, приводила 26% покупателей. И это при том, что у компании была согласованная маркетинговая стратегия, в рамках которой они действовали несколько лет.
Надеюсь из приведенного примера видны очевидные выгоды сотрудничества именно с эффективными бизнес-консультантами и маркетологами.
Что же касается расценок, то, уверена, стоимость услуг в обсуждаемом сегменте будет увеличиваться.
Рост стоимости маркетинговых услуг будет даже больше. Основной фактор ценообразования на рынке маркетинговых услуг и коммуникаций — это затраты на оплату труда.
А в связи с ростом курса доллара — сотрудники рекламных агентств начинают смотреть на западных Клиентов, которые могут предложить большую зарплату, чем местный Клиент.
В связи с этим агентства, которые хотят сохранить в штате экспертов и платить конкурентноспособную зарплату вынуждены будут поднимать зарплаты. Или снижать качество услуг.
5% на фоне инфляции и в целом экономической ситуации в России – довольно низкий показатель. Во многих отраслях экономики кризисные тенденции стали заметны уже в марте 2014 года. Спрос на маркетинговые услуги остановил свой рост. Поэтому маркетинговые компании всеми возможными способами удерживали своих клиентов, в том числе сдерживая цены. Все-таки маркетинговые услуги не покупают на последние деньги.
Сдерживание цен возможно по причине того, что основная составляющая стоимости маркетинговых услуг – это оплата труда сотрудников. Поэтому, чтобы сохранить клиентов, некоторые маркетинговые компании оптимизировали штат, нагрузка на оставшихся сотрудников выросла. Другая часть компаний сократила маржу. Сотрудники, в свою очередь, вынуждены мириться с такой ситуацией, поскольку в стране растет безработица.
В любом случае, после восстановления российской экономики все встанет на свои места, в том числе и цены.