Торговые сети X5 Retail Group, «Магнит», Metro Cash&Carry, «Ашан», «Лента» и «Дикси» - участники Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) – согласовали проект заморозки цен на социально значимые продукты питания сроком на два месяца. На данный момент перечень продуктов, стоимость которых будет фиксироваться, еще не определен.
Предполагается, что ритейлеры самостоятельно сформируют продуктовую корзину, учитывая социально значимые товары. Сейчас к «социальным» относятся такие продукты, как хлеб, сметана, кефир, яйца, молоко, подсолнечное масло. Проект рассматривает ФАС.
Инфляционные процессы уже вынудили некоторые сети пойти на «заморозку». Так, 9 февраля о фиксации цен на базовый набор продуктов сроком на один месяц заявила компания «Дикси»; 12 февраля двухмесячную «заморозку» ввела Metro Cash&Carry на основную корзину «социальных» продуктов. «Лента» и X5 Retail Group также объявили о сдерживании цен.
Минэкономразвития прогнозирует, что в I полугодии 2015 года индекс инфляции достигнет 23.8%. Рост цен, поясняют в ведомстве, в большей степени спровоцирован продуктовым эмбарго.
Наибольший прирост в стоимости эксперты наблюдают на такие продукты, как сахар, гречка, капуста, которые подорожали практически вдвое. Дабы не допустить спекуляций на рынке, Генпрокуратура в январе начала массовые проверки торговых сетей с целью выявления и пресечения нарушений законодательства в сфере ценообразования.
Поможет ли заморозка цен повысить покупательскую способность граждан?
Конечно, «заморозка цен» - тем более только на два месяца не может «повысить покупательскую способность граждан». Поскольку она, в первую очередь, определяется увеличением доходов. Или – снижением цен.
А о снижении цен ведь речь не идет. Речь идет об их «заморозке», причем на уровне, который превышает значения августа 2014-го года на 20 – 80%. По моему мнению цены на некоторые продукты (например – на гречку) без «заморозки» могли бы и снизиться, т.к. многие потребители уже создали «сверхнормативные» запасы этих продуктов и в ближайшие месяцы спрос на них будет довольно низким.
Но в целом эта мера позитивная, т.к. может помочь успокоить потребителей и покажет пример саморегуляции отрасли (розничной торговли). А соморегуляция, как показывают примеры многих других отраслей, часто бывает намного более эффективной по сравнению с административно – государственным регулированием, которое очень редко достигает поставленных целей оптимальным образом.