На российском рынке электроники наметилась тенденция к снижению модельного ряда. Так, аналитики ДИТ обнаружили, что с начала 2015 года ассортимент техники у ритейлеров снизился в среднем на 15%, а небольшие интернет-магазины просто ушли с рынка. Эксперты связывают такую ситуацию с падением покупательской способности граждан, что привело к «уходу» с полок менее популярных моделей техники.
Данные ДИТ констатируют, что в декабре-январе на треть сократился модельный ряд телевизоров, 18% GPS-навигаторов, 13% планшетных компьютеров и 6.5% мобильных телефонов. В то же время сокращение не коснулось модельного ряда ноутбуков, который, наоборот, вырос на 25%. Что касается интернет-магазинов, то статистика говорит об «уходе» до пяти магазинов в день, работающих без собственного склада.
Ритейлеры не согласны с мнением аналитиков. Как рассказал «Коммерсанту» представитель «М.Видео» Антон Пантелеев, ассортимент не сократился, просто в ажиотажные предновогодний период склады опустели из-за повышенного спроса, а пополнение запасов припало только на конец января. Сокращение модельного ряда в определенных товарных категориях он объясняет перераспределением спроса в пользу других направлений.
Представитель «Связного» Мария Заикина рассказала, что в ноябре 2014 года ассортимент электроники был максимальным в преддверии праздников, а ажиотажный потребительский спрос привел к дефициту товара к концу декабря, который пополнился уже к середине января.
C чем на самом деле связано сокращение ассортимента электроники в торговых сетях?
На волне роста курса доллара многие торговые сети начали масштабные рекламные кампании с целью распродажи техники. Наверняка многие помнят недавнюю нашумевшую историю с плазменными телевизорами. Это лишь один из примеров.
Технику сделали товаром первой необходимости, а затем убедили потребителей в том, что если не приобрести товар сейчас, то этого не сделать уже никогда. Если учитывать тот факт, что именно техника обесценивается в первую очередь, что работа маркетологов на этом поприще проведена действительно колоссальная.
Учитывая все это, смею предположить, что сокращение ассортимента в той или иной степени носит искусственный характер. На первом этапе людей убеждали в необходимости приобретения крупной бытовой техники на пике кризиса. Сейчас им доказывают, что они сделали правильный выбор. Третий этап — антикризисные предложения, акции и допродажи остатков продукции с незначительными скидками.