Росалкогольрегулирование разработало проект «дорожной карты» развития алкогольной отрасли, которое будет представлено на заседании правкомиссии по госрегулированию алкогольного рынка в марте. По словам замглавы ведомства Владислава Спирина, доступ на рынок онлайн-торговли алкоголем получат только торговые сети, имеющие несколько стационарных магазинов или владеющие лицензией на оптовую торговлю. Уставный капитал торговой сети при этом должен быть больше 10 млн руб.
Всего в «дорожную карту» было включено 17 пунктов – главным образом поправок к федеральным законам, которые будет вносить правительство в целях наведения порядка на алкогольном рынке.
Напомним, что онлайн-торговля алкоголем была запрещена с 2007 года.
Какой толчок развитию отрасли даст данное решение?
Кардинальных изменений рынка не произойдет. По сути, онлайн продажа алкоголя существует и сейчас, хотя она и запрещена законодательно. Владельцы интернет-магазинов просто придумывают различные способы, чтобы «обойти» закон и официальное разрешение продажи алкогольной продукции значительно облегчит им жизнь. Также на рынок выйдут крупные оффлайновые торговые сети, которые имеют необходимую инфраструктуру и работающий интернет-магазин, однако алкоголь в них пока не предлагают.
Буквально недавно я комментировала подобную инициативу. Как раз говорили о том, как при этом избежать продажи алкоголя несовершеннолетним. Наши "инициаторы" предполагают, что проведение оплаты с помощью банковских карт решает эту проблему на корню, так как карты выдаются только совершеннолетним. Всего за пару минут мы с коллегами нашли несколько "лазеек", которые лежат на поверхности и которыми без труда воспользуются те, кому продажа алкоголя запрещена.
Что же касается торговых сетей - конечно, это отличный канал сбыта продукции. Осталось решить чисто технические моменты. Не проблема создать площадку для онлайн-продаж, есть еще и логистика: доставку товара кто-то должен осуществлять, а это дополнительные расходы, которые, скорее всего, будут включены в стоимость продукции.
Опять же, какую задачу в этом случае хотят решить? Пополнение бюджета за счет "пьяных денег", правильно? В этом случае - онлайн продажа отличный канал. Если борьба с контрафактом, тогда вряд ли. Сегодня можно купить любой алкоголь через Интернет, если задаться такой целью. Всегда так было и будет, как только что-то начинают запрещать, это что-то тут же появляется на "черном рынке и начинает набирать обороты по распространению через самые непредсказуемые каналы.
Продажи продуктов через интернет уже давно не являются чем-то особенным на российском e-commerce рынке. Первый и самый крупный на нынешний день интернет-гипермаркет продуктов питания появился более 10 лет назад и успешно развивается. Многие оффлайновые игроки рынка уже вышли в онлайн (Азбука Вкуса, Седьмой континент, Metro Cash&Carry и тд.), другие активно обсуждают выход (Магнит).
Не вижу ни одной причины, почему алкогольная продукция не может продаваться через интернет, как другие продукты из супермаркетов. Если говорить о контроле за продажами алкогольной продукции в отведенное для продаж время, то его даже проще организовать для e-commerce, нежели для оффлайн магазинов.
Продажа алкоголя через интернет это, к сожалению, печальная практика некоторых нелегальных торговцев алкоголем. Пользуются их услугами в основном люди, которые не купили алкоголь в дневное время. И ночной запрет на продажу алкоголя нарушается чаще всего именно по причине дистанционной продажи алкоголя. Запрет ночной продажи алкоголя введён с целью снизить бремя проблем вызванных алкоголем, включая преступность в ночное время. И надо сказать, мера работает. Через месяц после введения ночного запрета на продажу крепкого алкоголя по официальным данным ГУВД Москвы количество обращений о правонарушений в ночное время снизилось на 24%. Кроме того через интернет сложнее контролировать проверку возраста покупателя. Поэтому в данном случае важен не контроль качества алкоголя и наличие лицензии, а пресечение продажи алкоголя несовершеннолетним и в ночное время. В данном случае легализация дистанционной продажи алкоголя повысит количество нарушений, увеличатся продажи ночью и детям.
Конечно, торговля через интернет - это в первую очередь выгода магазинам.
Но, не будет ли это противозаконно и не станет ли это вариантом, когда молодые люди до 18 лет будут пользоваться этой возможностью неограниченное количество раз.
Не приведет ли это к повышению алкогольной зависимости у людей не достигших 18 лет? Кто ответит на эти вопросы?