В России в 2015 году десятки тысяч журналистов могут потерять работу. По оценкам Министерства связи и массовых коммуникаций, 15-20% сотрудников российских СМИ будут сокращены из-за экономического кризиса. Таким образом остаться без работы могут до 60 тыс. сотрудников российских СМИ.
Ситуация на медиарынке остается одной из наиболее тревожных в стране, отмечают в ведомстве. Главная проблема - сокращение рекламного рынка из-за кризиса, удорожание используемых в полиграфии компонентов из-за падения курса рубля, а также отмена госсубсидий на подписку. К концу года из-за этого «в живых» могут остаться лишь половина отечественных изданий.
Находятся ли также в "зоне риска" сотрудники pr-агентств, которых могут затронуть массовые увольнения?
Ситуация на рынке печатных СМИ в кризис не может не отразиться на работе pr-агентств. Практически каждую неделю мы получаем известия о том, что какое-то печатное издание закрывается или полностью переходит в онлайн-версию. Но PR - это не только взаимодействие с прессой. Есть ещё и внутрикорпоративный пиар, связи с инвесторами и государством, антикризисный пиар. Безусловно сокращения будут и скорее всего они затронут крупные агентства. Причиной этому могут послужить сокращения бюджетов на рекламу и пиар со стороны клиентов и как следствие невозможность выплачивать зарплату сотрудникам.
Как вы прокомментируете ситуацию на рынке СМИ?
Не хочу показаться циничной, но сотрудникам СМИ предрекают массовые сокращения уже не в первый раз. Сначала причиной был массовый «уход» печатных изданий в интернет; потом, наплыв копирайтеров, готовых удаленно сотрудничать с редакциями за копейки (таких в сети появилось невероятное количество); и вот теперь – кризис… Но грамотный журналист всегда будет востребован – общество в кризис еще больше хочет получать оперативную информацию, знать, что происходит вокруг, и пресса в этом деле лучший помощник. Зайдите на сайт поиска работы, наберите в графе ВАКАНСИЯ – «журналист» и вы увидите, что люди этой профессии востребованы.
Вопрос стоит лишь в удорожании производства печатных изданий: бумага и расходные материалы с конца года подорожали почти на 20%, те газеты и журналы, что спонсировались крупными компаниями, могли получить сокращения бюджетов… но я что-то не слышала о закрытии ИД «Коммерсант» или тех же «Известий»… А вы? Скорее даже наоборот, анализируя запросы в нашу компанию могу сказать, что не смотря на кризис многие компании, которые даже раньше не имели своего корпоративного СМИ, задумываются о его выпуске. А в такие газеты и журналы тоже нужны журналисты.
Другой вопрос – это сокращение рекламных бюджетов. Но, опять же, хочу отметить, что сокращение бюджетов началось уже давно и причина тому не кризис, а автоматизация процесса продажи рекламных площадей. Если еще год назад менеджер компании рекламодателя звонил в 10 изданий и в каждом с менеджером по рекламе обсуждал условия сотрудничества и форматы рекламы, то сегодня все стало более унифицировано: менеджер звонит в одну компанию, которая продает баннерные места на десятках тысяч сайтов, и решает все вопросы. В свою очередь, издание заключает с этой компанией контракт и подучает модули, которые показываются на страницах газеты или журнала в сети интернет, только плату сегодня дают часто не просто фиксированной, а за конкретное действие: за показы или переходы… такой подход позволил сократить расходы на обслуживание рекламы и сделать ее более результативной, а значит, как следствие, предложить клиенту более выгодные условия размещения. В этом то и кроется причина увольнения менеджеров по рекламе в СМИ – в автоматизации, а не в кризисе.
Если говорить о PR-секторе, то, безусловно, пострадают сотрудники PR-агентств. Именно здесь будут массовые увольнения. Корпоративным пиарщикам, вероятно, удастся "пересидеть" кризис в компании, но придется поработать, засучив рукава, доказывая свою состоятельность.
Следует ожидать сокращение числа заказов на внешний и корпоративный пиар. Многие компании будут пытаться справляться своими силами, откажутся от проведения мероприятий.
При этом традиционно востребованными будут специалисты по антикризисным коммуникациями, а также профессионалы в сфере интернет-коммуникаций. Безусловно, агентства полного цикла, способные предоставить весь спектр услуг, обладающие связями с представителями СМИ, способные адаптироваться к условиям кризиса, тоже смогут получить свой бонус.
Вполне вероятно, что появятся, как и в ситуации кризиса 2008 года, фирмы-однодневки, созданные уволенными сотрудниками PR-агентств. Они будут пытаться демпинговать. И тут важно будет смотреть портфолио, чтобы не покупать дешевого "кота в мешке".
Какими могут быть причины массовых сокращений?
Причинами массовых увольнений может быть не добросовестное отношение к своему делу в первую очередь, так как зачастую многие агентства просто сливают бюджет, а результат оставляет желать лучшего.
Такая же ситуация и в СМИ, если с рынка уйдут мелкие издания, то человек умеющий себя преподнести и на самом деле хорошо выполняющий свою работу сможет найти работу в более крупном издательстве или сменить профессию, было бы желание.
Что касается закрытия других сфер, то опять-таки все зависит от организации и того, как она выполняет свои функции. Востребованность и экспертность всегда занимали не последнее место, поэтому выживут сильнейшее.
Я прогнозирую или, как сейчас говорят, "вангую" глобальный передел на рынке пиар-услуг. Все нормальные журналисты с мотивацией двинут сначала на курсы PR, а потом - на поиски клиентов.
В PR-клубе "Пиариум" на следующей неделе готовится к презентации специальный курс профессиональной адаптации работников СМИ к миру PR.
По моим оценкам, более 70% пиарщиков имеют журналистский опыт работы. Но сейчас медийщикам найти работу сложнее, это факт.
А следующими на увольнение будут маркетологи и менеджеры по рекламе, которые до сих пор не выучили слова "лид", цена контакта и ремаркетинг.
Сокращения в PR-отрасли ожидаются на уровне 20% в 2015 году. Однако стоит отметить, что эти увольнения будут далеко не первыми. Уже сейчас на рынке труда широкий выбор квалифицированных кадров, которые готовы снизить свои ожидания по заработной плате. Следующую волну сокращений стоит ждать где-то к марту после сдачи годовых отчетов и финальных согласований бюджетов на текущий год. Ключевой причиной сокращений стала кризисная ситуация. В прошлый кризис ситуация была аналогичной: первыми под сокращения попадали сотрудники отделов маркетинга, рекламы и PR. На агентствах сокращение бюджетов также значительно отражается.
Соглашусь со всеми коллегами, кто уже высказал свое мнение по этому поводу. Правы все. Сокращения будут - это факт. Многие, особенно мелкие, СМИ уйдут с рынка навсегда. Это тоже факт. Останутся лишь те, кто умеет профессионально вести свою газету, журнал, как бизнес и четко подстраиваться под потребности своей целевой аудитории. Что это значит? Это значит - давать интересный, вкусный контент. А кто это может сделать? Правильно! Только профессионалы. Поэтому "за бортом" в период сокращений если и останутся опытные профессиональные журналисты, то без работы долго они не пробудут. А тем, кто привык делать работу спустя рукава или талантливо пересказывать в своих статьях то, что до этого уже талантливо было пересказано в сети - таких да, ждет совсем печальная участь.
Мы давно уже шли к тому, что на рынке должны остаться только профессионалы. Во всех сферах. Прошла пора журналистов, менеджеров, маркетологов самоучек. Как, собственно и бизнесменов, которые про бизнес знают только, как купить подешевле, продать подороже (даже не продать, а "втюхать").
Согласна и с тем, что следующими под "массовые увольнения" подпадут маркетологи и менеджеры по рекламе. Тоже в массе своей бестолковые "профессионалы", застрявшие в своем развитии на уровне 2005-08 годов, претендующие на зарплаты "от 50 тыщщь" (выражаясь языком некоторых претендентов) и умеющих делать несоразмерно огромные удивленные глаза в ответ на элементарные вопросы по их профильному направлению.
Еще раз подтверждаю уже не раз озвученное свое убеждение. Кризис - это хорошо!