Резкое падение оборота ритейла россияне могли наблюдать в 90-е гг. прошлого века и в кризисный 2009 год. Тогда сегмент просел на 6.2% и 5.1% соответственно. Согласно прогнозам МЭР, 2015 побьет прошлые «рекорды» и сократит рынок на 8.2%. Несмотря на колебания экономики, в 2014 году оборот удалось повысить на 2.5%.
Главная причина проблем в ритейле, по мнению экспертов, - отсутствие правительственного плата по увеличению потребительского спроса: в нынешних условиях власти не намерены поднимать бюджетные расходы, а Банк России вряд ли возьмется за стимуляцию розничного кредитования.
Отсюда следует, что потребительский спрос будет на низком уровне из-за сокращения реальных доходов населения и роста инфляции. В МЭР полагают, что в нынешнем году реальные доходы граждан уменьшатся на 6.3%, а реальная зарплата – на 9.6%.
В таких условиях поддержать розничную торговлю смогло бы расширение объемов кредитования населения. Но спекуляции на валютном рынке заставили правительство и Центробанк «заблокировать» эту идею путем повышения ключевой ставки до 17% . Хотя ЦБ и снизил ставку до 15% с 2.02.2015, это вряд ли изменит ситуацию с кредитованием, рассуждают эксперты.
Насколько упадет оборот розничной торговли в ближайшие месяцы?
Необходимо четко разделить стоимостное и натуральное выражение оборота розничной торговли. В номинальном стоимостном выражении оборот розничной торговли в России в 2015-м году скорее всего вырастет.
На 7 – 9% по сравнению со значением 2014-го года (около 26 триллионов рублей) и составит порядка 28 триллионов рублей. С учетом инфляции потребительского рынка, которая может составить от 12 до 18% в годовом выражении можно будет говорить о сокращении розничной торговли в реальном выражении от 3 до 9% за год.
В натуральном выражении говорить об изменениях оборота розничной торговли в целом намного сложнее. Т.к. не очень понятно как можно усреднять (складывать и делить) легковые автомобили, мобильные телефоны, носки и яйца. Здесь лучше говорить отдельно о каждом из больших рынков. На рынке легковых автомобилей ожидается снижение продаж (в штуках) от 20 до 40%. На рынках бытовой техники возможно снижение натуральных объемов продаж от 10% (мобильные телефоны) до 50% (телевизоры с большой диагональю, кофемашины). Продажи мяса и мясопродуктов могут снизиться на 5 – 12% (в тоннах).
Но на другие продукты питания, относительно недорогие: картофель, макароны, сахар, гречка, яйца, хлеб, молоко спрос может и возрасти,Т.к. может начаться замена этими продуктами говядины, свинины, рыбы.
Насколько упадет оборот розничной торговли в ближайшие месяцы?
Вопрос падения или роста оборота розницы очень сильно зависит от сегмента рынка, например ритейлер "Магнит" в этом году поставил себе планы небывалого роста, а в прошлом уже обошел x-5 в оборотах продаж.
Если мы с вами возьмем розницу товаров не первой необходимости, то тут, скорее всего, будет наблюдаться спад, связанный с элементарной экономией на том, что может подождать. Какие конкретно области просядут, а какие наберут обороты очень сильно зависит от неизвестных пока факторов в политической и экономической сфере в самом ближайшем будущем.
Сегодня буквально за 1 день ситуация может перейти в неконтролируемую - например, если Америка введет свой контингент в Украину. И наоборот - достижение политических договоренностей в пользу мира может резко изменить ситуацию в положительную сторону.
Если говорить в общем, то сильно просядут отрасли торговли связанные с тем, что может еще послужить (например, одежда), и в чем можно себе отказать (например, украшения с бриллиантами и дорогие коньяки). С другой стороны сильно вырастут продажи у тех, кто торгует всем, без чего люди уже не могут: продукты питания первой необходимости, лекарства и т.д.
Насколько упадет оборот розничной торговли в ближайшие месяцы?
В ближайшие месяцы нас явно ожидают не самые лучшие перемены. Несмотря на обнадеживающие прогнозы, которые поставили точку в минувшем году, реалии оставляют желать лучшего.
Известно, что в некоторых регионах сейчас наблюдается увеличение цен на продукты питания до 50%, и они продолжают расти.
Подобные показатели вряд ли угрожают Москве или Санкт-Петербургу, и поэтому я затрудняюсь назвать какие-то цифры. Тем не менее, если принять во внимание опыт прошедших месяцев, будет нелишним готовиться к новым неприятным рекордам.
Насколько упадет оборот розничной торговли в ближайшие месяцы?
«Если говорить о рынке вечерних платьев, то многим россиянам, к сожалению, сейчас просто некогда переодеваться в дорогие наряды. Средний уровень задолженности населения кредитным организациям равен двум зарплатам. Поэтому в первом полугодии 2015 года продажи люксового сегмента в одежном ритейле могут упасть на 20-30%. Но, вероятно, будут исключения. В кризисные периоды обычно растёт количество свадеб, так как эмансипация ослабевает, следовательно, в сегменте свадебных платьев мы ожидаем не такое значительное падение рынка — на 5-10%».