Крупномасштабные проверки торговых сетей дали первые результаты: прокуратура выявила ряд случаев необоснованного повышения стоимости продуктов у некоторых крупных ритейлеров, что может «вылиться» в уголовные дела.
Так, прокуратура Пермского края постановила провести доследственную проверку сетей «Магнит», X5 Retail Group, а также местных компаний «СемьЯ» и «Виват». Результаты проверки сотрудниками УФАС, Роспотребнадзора, чиновниками, полицией и прокуратурой показали, что рост цен на некоторую продукцию у вышеперечисленных ритейлеров в январе превысил 150%. Например, цена на капусту в магазинах «Перекресток», входящих с группу X5 Retail Group, в период с 20 декабря по 20 января повысилась на 163% - с 17 рублей до 44.9 рублей. В других сетях проверяющие зафиксировали значительное повышение цен на картофель, сахар и яйца.
Изучив все материалы, прокуратура поручила ГУ МВД Пермского края провести доследственную проверку в отношении сетей по статьям 201, 178, 169 и 165 УК РФ: злоупотребление полномочиями, доверием, совершение мошеннических действий, причинение имущественного ущерба путем обмана, устранение конкуренции. В случае выявления фактов нарушения упомянутых статей, руководству ритейлеров угрожает лишение свободы сроком до 10 лет.
Как сообщает «Коммерсант», проверки прокуратуры показали необоснованный рост цен и в столичных торговых сетях. В частности, речь идет о «Магнолии», «Азбуке вкуса», «Дикси», «Билле» и «Спар».
По окончанию проверок и их результатам правительство намерено обсудить возможность введения госрегулирования цен на социально значимые продукты.
Контроль за ценами на ограниченный круг «социально – значимых» продуктов необходимо вести по всей цепочке: производитель – оптовик – розница.
Беда в том, что организация такого контроля увеличивает издержки каждого звена цепочки и ведет к «обоснованному» повышению цен. Единственный реальный (но тяжелый) путь к стабилизации и даже снижению цен – увеличение отечественного производства и развитие торговой инфраструктуры.
Намного проще назначить «виноватыми» торговые сети и наказать кого попало. На выходе получим дефициты, потому как руководителю торгового предприятия проще и спокойней вообще не торговать той же гречкой, чем «ходить под статьей».
- Не думаю, что рост цен связан только с ростом наценок в ритейле, продукты питания, как товары ежедневного потребления, являются наиболее быстрым и заметным индикатором общего тренда в экономике.
Падение рубля, запрет импорта продовольственных товаров из Европы, повышение ставок по кредитам – данная совокупность является в целом критичной для сферы торговли.
Падение рубля и запрет на импорт вызвали ажиотажный рост спроса на продовольственные товары отечественного производства, что в свою очередь не могло не вызвать дефицит и как следствие рост цен на всех этапах, начиная с производителя.
2015 год обещает быть тяжелым для всего торгового бизнеса, и не только для ритейла, однако у крупного российского ритейла, есть шансы увеличить долю на рынке за счет того, что небольшим компаниям и маленьким магазинам в настоящее время намного сложнее удерживать цены, и дополнительные усилия по сдерживанию роста цен лишь помогут торговым сетям увеличить свою долю в розничном товарообороте.