Курс на импортозамещение пока не дал ожидаемых результатов ни российским производителям, ни потребителям. На сегодняшний день импортная составляющая в российских товарах довольно высока, поскольку существенная часть сырья (+технологии и оборудование) поставляется из-за границы. Это не позволяет отечественным предпринимателям снижать цены на товары (продукты питания, продукты легкой промышленности и пр.).
На ценообразование также повлияло осеннее ослабление рубля в отношении доллара и евро. Это, в свою очередь, привело к снижению покупательской способности и падению спроса. В результате этого российские предприниматели вынуждены поднимать цены на продукцию. Так, предполагается, что к Новому году цены повысят 60% отечественных производителей.
Надежды властей на то, что контрсанкции и курс на импортозамещение окажут существенную поддержку национальному производителю пока не оправдались. При таком раскладе стоимость импортной продукции должна повыситься, а цена отечественной – стать более привлекательной для потребителя. Пока этого не случилось из-за сложностей получения кредитов (опять-таки из за запрета Запада выдавать долгосрочные кредиты российским банкам).
Российские предприниматели могут рассчитывать на успех только тогда, когда повысят эффективность своего труда. Никакая господдержка, никакие санкции и "мочилово западных бизнесов", запреты на ввоз продукции и так далее - не спасут бездарный менеджмент и маркетинг. Поэтому, прежде всего, санкции - это повод пересмотреть отношение к бизнес-процессам и раскрутке своего бизнеса, чтобы конкурировать мозгами, а не государственной защитой.