Правительство отказалось пересматривать правила пользования «советскими» товарными знаками. С соответствующей инициативой ранее выступила группа из 15 сенаторов, внесшая в Госдуму законопроект, разрешающий использовать «советские» товарные знаки любым компаниям, выпускавшим подобную продукцию во времена СССР.
Таким образом, сенаторы хотели разрешить использовать бренды на условиях безвозмездной лицензии вне зависимости от того, кому они принадлежит сейчас. По замыслу авторов, это должно было положить конец многочисленным судебным тяжбам за право пользования тем или иным советским брендом между различными производителями.
В итоге советские бренды останутся в руках прежних владельцев. В официальном отзыве правительства указано, что подобная инициатива «ограничивает права правообладателей товарных знаков и не отвечает принципам разумной стабильности и последовательности правового регулирования», а также «не учитывает нормы международного законодательства в сфере прав интеллектуальной собственности».
Как вы прокомментируете позицию правительства по данному вопросу?
Считаю позицию Правительства РФ более обоснованной и разумной. «Советские бренды» сохранились или возродились к новой жизни не сами по себе, а благодаря тем усилиям и вложениям в продвижение, которые были осуществлены их нынешними владельцами, поддерживающим качество и имидж марки.
Отношения правообладателей достаточно хорошо регулируются законами об интеллектуальной собственности, авторских и смежных правах и др. и осуществляются Роспатентом, который, работая в российском правовом поле, соответствует и сотрудничает с Патентными ведомствами 150 стран мира. Вроде бы, к качеству работы Роспатента серьезных замечаний или претензий за последние 5 – 7 лет не было.
С «бесхозными марками» (общего употребления) типа «Букет Абхазии», «Тархун» и то же «Жигулевское» этого не произошло. В результате, к примеру, «Тархун» разливается десятками различных производителей, его качество варьируется от весьма приличного (с натуральными ингредиентами) до отстойного (сплошная химия, искусственные ароматизаторы), а ценность «бренда» оказалась полностью утраченной. Передача других «советских брендов» в общее пользование привела бы к падению качества и полной утрате их и без того не высокой стоимости.
Все советские продуктовые марки вместе взятые не стоят на рынке и 10% от стоимости бренда «Кока-Кола».