Автор статьи - Наталья Безникина, руководитель управления по финансированию поставщиков электронной коммерции, SimpleFinance
Во время пандемии люди стали предпочитать онлайн-формат совершения покупок и маркетплейсы получили новый импульс в развитии своих сервисов. Один только Wildberries сообщил по итогам третьего квартала, что в самые активные дни маркетплейсу приходилось обслуживать более миллиона заказов в сутки. Но для крупных маркетплейсов количественный рост, сопровождается качественными изменениями самих сервисов, и сегодня мы четко видим целый ряд тенденций в развитии российских онлайн-площадок: появление новых финансовых услуг, беспрецедентное расширение ассортимента, развитие направления B2B, открытость для малого бизнеса и совершенствование логистических процессов.
От ушных палочек до ЖК-телевизоров
За 2020 год маркетплейсы стали действительно универсальными площадками для продажи практически чего угодно. Из-за ковидных ограничений в рознице многие компании стали переходить из офлайн-торговли в онлайн. То, что раньше нужно было искать и заказывать по-отдельности в разных интернет-магазинах или покупать в оффлайне, стало доступно на единой площадке, с удобной доставкой, сервисом и продуманной коммуникацией с продавцами. Теперь на одном и том же маркетплейсе можно купить ушные палочки и влажные салфетки, специальные инструменты для ремонта, бытовую технику и товары для взрослых. Ассортимент стал намного шире. Многие бренды постепенно отказываются от розничных магазинов и переходят в онлайн формат, оставляя лишь небольшое количество шоурумов или торговых точек.
Предприниматели для предпринимателей
На маркетплейсах стали появляться и успешно продаваться товары для бизнеса. В частности, к нам обращались за кредитом поставщики ламп для сушки гель-лака, продавцы искусственных волос и многие другие игроки рынка B2B. Недавно я отметила, что на маркетплейсах появились профессиональные кофемашины и всевозможные сорта кофе.
Многие представители бизнеса раньше закупали оборудование у оптовых поставщиков — это касается медицины, косметологии, HoReCa и других сфер. Но в пандемию мелкие оптовые компании ограничили поставки, и предпринимателям пришлось искать новые каналы поставок. В текущих условиях оказалось, что заказывать товары для бизнеса через маркетплейсы с небольшой наценкой удобнее и быстрее, чем заниматься поиском новых оптовиков. Поэтому тенденция продаж специализированных B2B-товаров на онлайн-торговых площадках продолжает набирать обороты.
Навстречу малому бизнесу
При этом маркетплейсы стараются максимально облегчить условия входа для своих поставщиков. Например, Wildberries раньше рассматривал заявки на добавление магазина до 3 недель, а сейчас процесс одобрения занимает несколько дней, причем для этого не надо иметь электронную цифровую подпись и не нужна кипа документов. Более того, некоторые маркетплейсы начали работать не только с ИП, но и с самозанятыми. Благодаря этому потребители получили доступ к товарам ручной работы, местного производства, а инициативные люди смогли реализовать свой товар с федеральным охватом и простой доставкой.
Если говорить непосредственно о работе на площадках, то для действующих поставщиков маркетплейсов условия также были улучшены. Так, в OZON, например, появилась возможность общаться с продавцами напрямую. Через форму обратной связи клиент может задать вопрос, оформить претензию или даже запросить скидку.
Более гибкая логистика
Логистика маркетплейсов также улучшилась. Во время пандемии нагрузка на пункты выдачи значительно выросла, и ведущие игроки стали искать новые способы доставки заказов. В их числе — развитие курьерской сети, а также появление новых партнеров. Тот же Wildberries сообщил о расширении сети доставки, добавив к своим собственным пунктам выдачи заказов также розничные точки партнеров.
Другая сторона медали — поставки. Еще пару лет назад для начала сотрудничества с маркетплейсом нужно было сначала привести товары на склад торговой площадки. Сегодня же маркетплейсы позволяют отправлять товары и со своего склада, и со склада поставщика. Как будет удобно самому поставщику. Это позволило предпринимателям пробовать новые направления и тестировать рыночные ниши без больших затрат, а самим маркетплейсам — дополнительно диверсифицировать логистику, снижая нагрузку на свои склады.
Не просто маркетплейсы
Один из наиболее интересных фактов — это предоставление на крупнейших площадках финансовых сервисов своим поставщикам. Все больше агрегаторов начали сотрудничать с финансовыми организациями для кредитования своих партнеров - малого и среднего бизнеса. Теперь предприниматели могут оформить заявку на кредит прямо на маркетплейсе, и получить деньги или под динамический залог складских остатков (не выводя их из оборота), или совсем без залога. Благодаря интеграции с платформой рассмотрение таких заявок происходит в течение одного дня при минимальном комплекте документов, и предприниматели активно пользуются этой возможностью. Только наша компания получила более 1000 заявок на кредит через маркетплейсы за время пандемии. При этом ⅔ предпринимателей обращаются за дополнительной кредитной линией еще не погасив предыдущую, потому что уже через месяц увеличивают свои обороты благодаря доступному финансированию.
Тенденции на 2021 год
Таким образом, маркетплейсы сегодня переживают этап бурного развития, как с точки зрения объемов продаж, так и широты сервисов для клиентов и партнеров. Электронные торговые площадки помогли сохранить доступность товаров для потребителей и завоевали лояльность даже пожилых покупателей, а многим компаниям позволили значительно расширить свой бизнес — за счет новой географии, более лояльных условий работы, возможностей коммуникации с клиентами и доступности кредитных средств для развития.
Лидерами российского рынка являются федеральные маркетплейсы, которые долгие годы выстраивали свою платформу и схемы сотрудничества с партнерами. Поэтому сегодня ведущие игроки продолжают расширять свои позиции на фоне общего роста онлайн-торговли. Не случайно, именно в 2020 году OZON успешно вышел на IPO. Тем не менее, уже сейчас можно говорить о желании некоторых ИТ-гигантов стать еще одним игроком индустрии маркетплейсов. Так, например, в числе планов развития “Сбера” на 2022 год также числится создание своей электронной торговой площадки. Пандемия, безусловно, сыграла важную роль и дала толчок этим изменениям, и в итоге торговля через универсальные площадки по итогам 2020 года стала еще более важной частью ведения розничного бизнеса в новом формате, обеспечив конечным потребителям новый уровень комфорта при онлайн-шоппинге.