Законопроект предполагает следующие основные меры по борьбе со спамом: дает операторам связи возможность не пропускать спам-рассылки, разрешает только те рассылки, на получение которых абонент давал согласие (для таких информационных услуг, как прогноз погоды и гороскоп, нужно будет завести отдельный счет), а также создает для абонентов механизм обратной связи – при получении нежелательной рассылки у абонента будет возможность связаться с оператором и заблокировать номер отправителя спама.
Также абонентам следует иметь ввиду, что согласившись при заполнении анкеты в магазине или банке получать информацию об акциях, скидках и прочих привлекательных предложениях на сотовый телефон, никто не гарантирует им впоследствии отказа от подобных смс – закон освободил операторов от данной ответственности.
Поправки к закону «О связи», вступившие в силу 1 мая, определяют только создание отдельного лицевого счета для оплаты контент-услуг по желанию абонента и получения явного согласия на оплату дополнительных услуг.
С 1 мая по требованию абонента операторы должны открыть ему отдельный лицевой счет для оплаты контентных услуг. Для получения контентного лицевого счета абоненту достаточно оформить письменное заявление в любом салоне связи Tele2.
Как и в случае с MNP, мы прогнозируем, что доля абонентов, открывших отдельный лицевой счет, будет невелика. Но эта услуга нужна абонентам, а мы работаем в их интересах. Абоненты, не пожелавшие открыть отдельный лицевой счет для оплаты контентных услуг, будут оплачивать эти услуги в привычном порядке – со своего единого счета.
Кроме того, поправками в закон вводится обязанность оператора получать «выраженное действием» согласие абонента на получение контентной услуги. Например, отправив SMS на короткий номер сервиса, абонент получает ответное сообщение с наименованием, стоимостью услуги. Для подтверждения заказа услуги, абонент должен отправить еще одно SMS.
Tele2 технически и организационно готова к реализации всех этих требований законодательства.
История проекта поправок к закону «О связи», направленных на защиту абонентов сетей подвижной радиотелефонной связи от нежелательных SMS-рассылок, развивается. Уже получен положительный отзыв Правительства. При условии внесения указанных в отзыве Правительства вполне разумных изменений в законопроект велика вероятность, что этот законопроект скоро станет федеральным законом.
Вызывают вопросы следующие моменты:
1. Не уточняется точная и исчерпывающая форма согласия абонента на получение коротких текстовых сообщений (например) и форма отзыва такого согласия. То есть проблема недовольных абонентов не исчезнет, участники рынка продолжат самостоятельно трактовать, что считать согласием абонента на рассылку;
2. Не уточняется точная процедура рассмотрения жалоб абонентов на получение нежелательных сообщений и процедура принятия решения о блокировке таких сообщений. В данный момент имеющие место блокировки рассылок операторами связи по крайней мере выглядят хаотическими и бессистемными, они осуществляются по весьма непрозрачным алгоритмам;
3. Мне не понятно, как оператор связи должен поступать с рассылкой нерекламной информации, если абонент потребовал ее прекратить.
Вывод: я уверен, что практически любые уточнения в действующее законодательство приводят к большей прозрачности правил игры и применяемых санкций. Поэтому я приветствую указанный законопроект (было бы совсем хорошо, если бы действующее законодательство, наконец, стало учитывать и вышеуказанные вопросы/проблемы/сомнения).
Каковы ваши ожидания от вступления закона в силу? Насколько будет оптимизирован процесс sms-рассылок от банков, сотовых операторов и других компаний?
В первую очередь нововведения коснутся рынка массовых СМС-рассылок рекламного характера, зачастую отправляемых абонентам без их явного согласия. После вступления в силу закона первыми могут пострадать СМС-агрегаторы, через которых осуществляется подобная СПАМ-рассылка, так как операторы теперь законно будут накладывать огромные штрафы на агрегатора, вплоть до 500 тысяч рублей за каждый случай осуществления несогласованной рассылки. Даже при наличии договоров у поставщика услуг (агрегатора), перекладывающих штрафы на клиента (рассыльщика), вероятность того, что эти штрафы будут оплачены самим клиентом крайне мала. Как только пойдет первая волна реальных штрафов, объем спам-рассылок резко сократится.
Что касается информационных рассылок от компаний, брендов, торговых сетей, банков, у которых есть легитимные согласия их клиентов, то такие СМС-рассылки конечно останутся и их объем будет расти. Часто в них содержится исключительно важная информация о транзакциях, поступлениях, остатках баллов или денег на картах и т.п. Оптимизация легитимных рассылок должна заключаться в построении работы с обращениями абонентов с целью отписаться от информационных рассылок.
Идеальная картина мира, когда абонент спокойно обращается к компании (бренду) через доступный и удобный канал с просьбой отписать его от СМС-рассылок, а не пишет жалобу в ФАС или оператору.