Среди приложений на первое место вышли электронные карты с 26% (в прошлом году лидировали социальные сети). На третьем месте по-прежнему размещаются путеводители и гиды. Большинство проголосовавших (39%) предпочтут пользоваться роуминговыми услугами оператора, чем покупать местную SIM-карту (29%). Из роуминговых предложений в этом году пользователи активнее выбирают услуги оператора МТС.
Крупные ритейлеры сдержанно комментируют предотпускные покупки. Как правило, рост есть, но он не такой выраженный, как в случае с другими «горячими» сезонами: Новым годом, 1 сентября, а также гендерными праздниками - 23 февраля и 8 марта. Традиционно сезонным изменениям слабо подвержены следующие категории техники: ноутбуки, приставки, навигаторы. Отдельно можно выделить лишь одну категорию, это фотоаппараты, а также набирающие популярность камерофоны. Для любителей активного отдыха можно отметить видеорегистраторы и носимые компьютеры (часы, браслеты), их продажи также относительно подвержены сезонности.
По результатам опроса пользователей Hi-Tech Mail.Ru, фотоаппараты занимают второе место в рейтинге самых необходимых в отпуске гаджетов (21%), уступая только телефонам/смартфонам (34%). В прошлом году мобильный телефон был назван самым необходимым гаджетом в отпуске 30% опрошенных, эта категория растет. Также растет категория планшетов (17%), остальные девайсы (ноутбуки, плееры, навигаторы, видеокамеры и пр.) становятся менее популярными. Это объясняется все возрастающей универсальностью смартфонов и планшетов.
По нашим наблюдениям, к грядущему летнему сезону многие тренды предыдущего лета в целом повторяются. К сезону отпусков растут продажи фото-техники. В компактных фотокамерах растет сегмент Smart-камер со встроенным Wi-Fi для моментальной передачи снимков на портативные устройства или выкладывания в социальные сети. Растет сегмент ультразумов (ultrazoom) — цифровых камер с объективами, которые имеют широкий диапазон фокусного расстояния. Зеркальные камеры, которые активно росли в прошлом году, и системные фотоаппараты со сменной оптикой пришли к насыщению, зато динамично растет оптика для них. Даже если сравнить продажи оптики в 2013 году относительно данных за 2012 год, то мы заметим, что продажи выросли на 95%. Помимо уже привычных нам категорий, популярность получили и ряд новых. Это в основном гаджеты для ведения активного образа жизни, который становится все популярнее: имеем в виду экшн-камеры и носимую электронику (фитнес-трекеры, фитнес-браслеты, Smart-часы, спортивные GPS-часы, туристические навигаторы и т.д.). В России рынок этих устройств только начинает развиваться, весной текущего года «М.Видео» стала официальным дистрибьютором камер GoPro в России. Помимо них активно продаются камеры AEE и Sony. Что касается носимой электроники, то мы ожидаем двукратный рост российского рынка в 2014 году. И значительный вклад в такую динамику внесет именно весенне-летний сезон.