В России данная ниша электронной коммерции, безусловно, обладает своими характерными чертами, среди которых: высокий уровень пиратства, низкий уровень культуры покупки электронных изданий по сравнению с западными странами. В этом и заключается главная проблема отечественных издателей, пытающихся продать читателям наряду с привычными печатными продуктами и их электронные версии.
И если в случае с общественно-политическими изданиями, предлагающими своим читателям платную подписку на электронные версии, загружаемые через мобильные приложения в iPhone или iPad, ситуация еще более-менее понятна, то перспектива продаж узкоспециализированных профессиональных журналов выглядит довольно сомнительной. К примеру, что мешает пользователю, приобретя электронную версию журнала, выложить ее на торрентах для свободного скачивания. Какой отдачи от продажи электронной продукции может ожидать издатель в таком случае?
Отсутствие четкой законодательной базы в сфере экономической деятельности интернет-изданий, защиты прав правообладателей, регулирования взаимоотношений с пользователями, высокая развитость пиратства, скептический настрой аудитории рунета в отношении оплаты за цифровой контент, и другие проблемы ставят под вопрос эффективность продаж электронных версий печатных журналов. В то же время, продолжительность их выпуска в «привычном физическом состоянии» - на бумажном носителе, - вопрос времени, с учетом повсеместной экономии средств и сокращения расходов, в том числе в издательском деле.
О проблеме исчезновения печатных версий журналов заговорили еще в 1996 году, когда Интернет только начинал завоевывать позиции на рынке. Но многие газеты и журналы и по сей день сохраняют свои тиражи. Когда появились планшеты, издатели вновь взволновалась, что газеты перестанут покупать, но этого не случилось снова. Изменения предпочтений потребителей пока не столь значительны, чтобы серьезно сказаться на продажах печатных СМИ. Основные рекламные бюджеты распределяются пока в пользу печатки, ведь основная масса читателей все еще у них.
Сейчас мы находимся на переходном этапе, когда возможно вымирание бумажного формата профессиональных СМИ. По данным исследовательской компании «Ромир», семь из десяти жителей российских городов (70%) читают электронные книги. Наверное, речь всё же идёт о крупных городах.
Ссылаясь на Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, добавлю, что объем продаж легальных электронных книг в России по итогам 2011 года достиг 135 млн руб. По данным «ЛитРес», средние темпы роста рынка составляют 122% в год.
Таким образом, при сохранении данной динамики его объем к 2015-2017 году может составить около 3 млрд рублей или примерно 5% от всего книжного рынка. На примере продажи электронных книг мы можем сделать вывод, что в рамках общемировой тенденции, рост рынка электронного контента будет происходить на фоне падения продаж печатных версий.
Что касается меня, я предпочитаю электронные версии журналов, но иногда и традиционные печатные СМИ. Если журнал предлагает очень выгодную электронную подписку, я выберу её, нежели печатную версию. Читаю журналы по бизнес тематике. Мне интересны материалы о теории и практике организации коммерческой деятельности в разных секторах экономики. Если называть какие-то конкретные журналы, то это «Forbes» и «Harvard Business Review».
Основной конкурент электронного контента в России - «серый» контент, который находится в открытом доступе. В России на данный момент очень слаба законодательная база, которая бы препятствовала его распространению.
Я считаю, что надо научить пользователя покупать электронный контент, как это сделали на Западе. Нужно ввести тренд на покупку цифровых материалов, сделать это модным. Только после того, как мы приучим российских пользователей Сети платить правообладателям за предоставленный контент, мы сможем побороть пиратство и выстроить модель заработка на цифровом контенте. К сожалению, не могу судить, насколько это возможно в условиях российской покупательской культуры.