К 2024 году 97% российских домохозяйств должны быть обеспечены доступом к широкополосному интернету, скорость которого достигнет 100 Мбит/сек. Все города-миллионники должны получить покрытие 5G, а 95% всего сетевого трафика должно проходить через российские сети. В то же время доля РФ в глобальном сегменте обработки и хранения данных должна повыситься до 10% с менее чем 1% на сегодняшний день. Такие прогнозы изложены в программе «Цифровая экономика», представленной президенту Владимиру Путину.
Одно из ключевых положений документа – предложение оснащать все компьютеры, ввозимые в РФ, отечественным антивирусным программным обеспечением. С этой целью уже во II квартале 2019 года должны быть созданы условия, которые бы обеспечили изначальную установку российского софта на все ПК, разрабатываемые и ввозимые на территорию Евразийского экономического союза. Все серверное и телекоммуникационное оборудование, закупаемое госорганами, должно стать отечественным.
Кроме всего, в России должны функционировать глобальные игроки сегмента высоких технологий, включая промышленный интернет, нейротехнологии, робототехнику, технологии виртуальной реальности и пр. Вдобавок, в государстве должны появиться около 500 малых и средних организаций, специализирующихся на создании цифровых технологий, пишет РБК. Тем временем, к 2024 году российские вузы должны выпускать более 100 тысяч ИТ-специалистов в год.
Как Вы оцениваете положения программы «Цифровая экономика», касающиеся развития отечественного антивирусного сегмента и внедрения софта на все ввозимое оборудование?
Согласно отчету IDC, продажи ноутбуков в РФ в 2016 году составили 2,96 млн, настольных ПК – 1,5 млн единиц. При этом лидерами являются зарубежные компании – ASUS, Lenovo, HP Inc., Acer и Dell, которые уже предустанавливают антивирусное ПО, как правило, зарубежных разработчиков: Symantec, McAfee, TrendMicro и др. Таким образом, емкость рынка антивирусных решений можно оценить в несколько миллиардов рублей – с учетом других стран Евразийского экономического союза. В контексте предложенной инициативы не понятен механизм продажи лицензий. В большинстве случаев предустановленное антивирусное ПО имеет временный срок лицензии (1-3 месяца), и пользователю необходимо самому купить полноценную лицензию. Поэтому со стороны продавцов электроники и самих производителей антивирусов необходимо будет в любом случае предпринимать определенные действия по стимулированию продаж лицензий, что и так делается в крупных розничных сетях.
В случае, если уже будет предустановлена полноценная лицензия на 1 год или более долгий срок, это может сказаться на росте стоимости ноутбуков, пусть и незначительно в относительных величинах. Помимо этого, для продвинутых пользователей встает вопрос предпочтительного использования какого-то конкретного продукта, а не того, который ему «навязан».
Российские разработчики антивирусного ПО и так уже занимают ведущие позиции по объему продаж, поэтому вряд ли речь идет о каком-то реальном импортозамещении. Нужно учитывать и тот факт, что существенная часть ноутбуков закупается корпоративным сектором, где есть свои стандарты на антивирусное ПО. А если говорить о домашних пользователях, то среди них определенный процент так же уже использует легально купленное антивирусное ПО (в т.ч. в рамках услуг, предоставляемых интернет-провайдерам связи).
В целом, скорее, эта мера даст возможность несущественно повысить число продаж на рынке домашних пользователей и, возможно, в малом бизнесе при наличии стимулирующих мер. Важнее, на мой взгляд, проводить разъяснительную работу, повышать осведомленность домашних пользователей в вопросах информационной безопасности и необходимости использовать средства защиты, развивать знания по применению установленного антивирусного ПО. А это необходимо делать и разработчикам антивирусов, и продавцам электроники, и интернет-провайдерам, и государству в целом. И во главу угла ставить повышение защищенности пользователей, а не стимулирование продаж или импортозамещение, что заведомо воспринимается негативно. В этом случае будет ощутимый эффект как для рынка, так и для конечных потребителей, которые получат качественные российские продукты.