Госпоисковик «Спутник», который «Ростелеком» запустил весной 2014 год, не состоялся. По данным LiveInternet, у sputnik.ru нет даже 1% поискового рынка рунета. В апреле число переходов со «Спутника» на другие сайты рунета составило 100 823, тогда как у «Яндекса» и Google миллиарды переходов.
Теперь проект будет либо закрыт, либо переориентирован на другие задачи, говорят в «Ростелекоме». Один из вариантов – переориентировать «Спутник» на задачи, связанные с расчетом больших данных. С учетом того, что «Спутник» изначально позиционировался как национальный поисковик, ликвидировать такой проект полностью будет неправильно.
Первоначальные инвестиции в проект составили $20 млн, общие вложения руководство «Ростелекома» не раскрывает.
Рынок поисковиков уже имеет очень сильных игроков, ещё на старте проект поисковика "Спутник" вызывал у многих скепсис. Госпроекту нужна очень большая мотивация для того, чтобы потеснить коммерческие проекты путем прямой рыночной конкуренции. И серьёзной проблемой для выработки такой мотивации является установившаяся ситуация, когда государственная структура воспринимает себя выше коммерческих организаций. Это мешает поставить себя в позицию "стартапа" и осуществлять с нуля шаги, необходимые для развития и роста стартапа. В результате, инициативы отдельных сотрудников, направленные на рыночную борьбу и быструю реакцию на тренды, могут вязнуть в сложной системе принятий решений. Об этом свидетельствует и история с заказанными услугами, неподтвержденными руководством.
Кроме прямой рыночной конкуренции, требующей гибкого бизнес подхода, у "Спутника" есть возможность использовать сильную сторону госпроекта — это административный ресурс для выхода на широкую аудиторию граждан, взаимодействующих с государством через различные сервисы, услуги и учреждения.
Наверняка по обоим направлениям были произведены определенные шаги и, вероятно, установленные контакты и наработки позволят команде "Спутника" двигаться далее, после выбора нового приоритетного направления развития. Наработанная экспертиза даёт команде возможность развиваться в дальнейшем в области сбора, обработки и анализа данных. Это могут быть какие-либо аналитические сервисы или сервисы автоматизации.
Ошибки менеджмента, маркетинга и стратегии. И встречный вопрос, а как продвигался поисковик? что он дает пользователям интернет? чем помогает? если ответы на все вопросы никак, ничем, то он не нужно. Можно закрывать-) Сегодня о нем ничего не слышно, лидеры мнений о нем не говорят, о нем не пишут как о 8-ом чуде света. В целом это довольно сложный и большой проект. Не было глобальной цели, действительно, войти мощно на рынок поисковиков, не было сделано сервисов для пользователей, в том числе фирменной почты для пользователей,рекламных сервисов, в том числе условно бесплатных, сам проект вещь в себе, которая не ясно, какие новые задачи решает для пользователей по сравнению с яндексом и гуглом. Создание лучшего поисковика - это мегазадача, в будущем уверен появится человек, который ее реализует, но не в ближайшие 5-10 лет.