Пользователи сервиса «Яндекс.Музыка» теперь могут сами загружать на страницы песни и альбомы различных исполнителей.
Данное нововведение в компании «Яндекс» объясняют желанием пополнить каталог сервиса контентом, которого нет у партнеров – крупных издателей музыки. По оценке «Яндекса», его стриминговый сервис покрывает около 85% всех музыкальных запросов пользователей. Но некоторых треков нет у партнеров, а они интересны пользователям.
«Начинающие артисты не всегда готовы озаботиться оформлением прав на свою музыку и работать с дистрибуторами, они собирают вокруг себя аудиторию ценителей и делятся своей музыкой в социальных сетях», - говорится в сообщении «Яндекса».
Отметим, что загружать музыку и видео могут пользователи таких крупных сервисов, как YouTube, Soundcloud, «В контакте».
Сервис Яндекс Музыка, по некоторым наблюдениям, и ранее экспериментировал с возможностью загружать треки напрямую от создателя, эта опция давно доступна у пользователей крупнейшего мирового сервиса Google Play Music и было бы странно, если б Яндекс, копирующий многие продукты Google, этой дорожкой бы не пошёл. Однако, Яндексу нужно быть уверенным в своей технологии распознования контента, и помимо неё, необходима схема согласования эксплуатации прав.
Многие артисты совершенно не в курсе правил работы мировой индустрии. Они могут записать кавер на трек, не указав имена авторов, использовать семплы популярных или малоизвестных композиций, и система не распознает эти части трека как фрагменты уже созданного. А в случае если все права оформлены и артист договорился с лейблом о том, что самостоятельно заливает релиз в Яндекс Музыку, есть вероятность, сервис в теории может дать отказ в загрузке релиза, поскольку он уже будет "заведён" в мировые музыкальные библиотеки самим лейблом.
Всё бы ничего, если б Яндекс не зарабатывал на этом. Не ясно, предусмотрена ли плата за использование возможности загрузки, но абсолютно точно сервис будет зарабатывать на платных пользователях, которые будут находить релизы, загруженные самими создателями. Что если артист запишет кавер на Madonna, Led Zeppelin и не удосужится найти и указать авторов, чтоб Яндекс мог отчислять? И как быть если артист запишет кавер на российскую песню, за что авторы обычно берут немалые суммы. Не грозит ли Яндекс Музыке за это блокировка навечно, как было сделано с популярным мировым сервисом Dailymotion, доступ к которому навсегда закрыт из России лишь из-за того что один из его пользователей якобы размещал контрафактное видео программ телеканала ГазПромМедиа (владельца идентичного сервиса RuTube).
Яндекс может "подложить свинью" и самим артистам, поскольку после публикации треков онлайн, контракт с артистом не подпишет ни один серьёзный лейбл. Артист же узнает об этом постфактум и его творческие усилия мало того, что пропадут даром, так ещё и не принесут ему должного заработка и не дадут желаемой популярности его творчеству.
Во времена, когда индустрия борется с нелегальным проникновением музыки в сеть поступок Яндекса может оказаться самым настоящим пиратством. Стоит отметить, что iTunes, Google Play, Deezer и Яндекс Музыка до сих пор не придумали системы распознавания контента по фрагментам, частям и авторам и многим правообладателям приходится "чистить" сервисы вручную, отправляя жалобы на каждый сервис отдельно. Яндекс, похоже, хочет добавить всем проблем. Учитывая скандал с рядом проектов, в том числе Яндекс Радио при позиционировании каналов "Как Европа Плюс" и проч, этот ход может оказаться непродуманным и может быть отменён.
Очень разумно. С крупными партнерами у "Яндекс.Музыки" договоры есть, все треки выгружены там легально. Небольшие же музыканты, скорее всего, будут только рады выходу на такой уровень, а если и будут возникать конфликтные ситуации, их всегда можно будет решить.
Проблема в другом: тот контент, который приходит самотеком, тоже нужно будет систематизировать. А в сети "Вконтакте" полным-полно неправильно атрибутированной музыки. Это часто бывает, когда пользователи загружают музыку сами: приписать песню Алексея Романова Константину Никольскому или наоборот - дело житейское, а истину зачастую сложно отследить даже через каталог РАО, там тоже бардак еще тот. Но с началом монетизации Вконтакте, похоже, правообладатели озаботятся уточнением того, где чей материал и кому за него должны идти деньги. То есть после того, как Вася Пупкин загрузит на Яндекс.Музыку трек с неправильным авторством или названием, кто-то должен будет позаботиться о том, чтобы переназвать все правильно и перенаправить деньги - скорее всего, не сразу, а после дружеского пинка от правообладателя. Для ЯМ это выразится в создании какого-то количества рабочих мест для специалистов по ловле подобных блох, что в условиях кризиса опять-таки только на пользу.
Говоря откровенно, всё это очень опаздывает! В стране должен быть хотя бы один ресурс, который ответственно работает со своим сообществом потребителей и создателей. И это ожидалось еще 20 лет тому назад. Однако и появление подобного сервиса сегодня сути не меняет. Тут была ссылка на РАО, которое не выполняет своего назначения уже давно. И случившиеся там последние изменения - очередной передел портфелей и кресел. Работы нет! Однако и новый сервис работу РАО не сделает. Но он может сделать более доступным для публики (слушателей и других потребителей) вновь появляющийся музыкальный контент и его фиксацию (публичное исполнение), а также ускоренное появление на музыкальном рынке новых авторов, исполнителей и т.д., что не менее важно для арт-индустрии в целом! Кроме того, крупный отечественный сервис в значительной мере может отражать потребительские тенденции и вкусы потенциальной зрительской аудитории. Это в свою очередь может дать значительную пользу для формирования профессиональных отношений в гастрольно-передвижном деле. А если пойти еще дальше, то давно уже ожидаются отечественные конгломераты, которые будут способны не только создавать отдельные важные элементы рынка отечественного искусства, в том числе и музыкального, а двигать этот рынок, систематизируя и развивая его деятельность, формируя ожидания художественные публики. Но, судя по всему, это будет еще не скоро. Сервис - один из важных, но среди многих элементов рынка арт-индустрии.
Могу откликнуться не как специалист по проблематике, а как рядовой потребитель: чем больше качественных сервисов для поиска необходимой информации, тем пользователю удобнее и легче с поиском необходимого!