МКС представила концепцию развития российского медиакоммуникационного рынка до 2025 года. Согласно прогнозам, если сегмент будет развиваться ограниченно, то доходы участников отрасли могут сократиться вдвое – снижение на 5% в 2025 году до 1.15 трлн рублей.
Больше всего пострадает сегмент сотовой и фиксированной связи, где доходы снизятся с 687 млрд рублей в 2015 году до 297 млрд рублей в 2025 году, пишет РБК. Аналитики МКС указывают на то, что спасти ситуацию не сможет даже распространение ШПД, выручка которого в ближайшее десятилетие может вырасти на 77% - с 310 млрд рублей в 2015 году до 550 млрд рублей в 2025 году.
По прогнозам МКС, совокупная выручка интернет и сервисов и фиксированной связи сократится с 997 млрд рублей в 2015 году до 847 млрд рублей в 2025 году (-15%).
Впрочем, МКС представил и оптимистичный сценарий развития отрасли. Оптимистичная концепция предполагает рост доходов участников рынка на 12% к 2025 году – до 1.35 трлн рублей. Наращивание объемов выручки произойдет только при определенных условиях: повышения доступности легального контента, сокращения доли пиратства, справедливом ценообразовании на услуги.
По Вашему мнению, есть ли у медиакоммуникационного рынка РФ предпосылки для стагнации?
Да, безусловно, у медиа и телекоммуникационного рынка России существуют серьезные причины для стагнации. Во-первых, это положение в самой экономике страны. Во-вторых, проникновение традиционных услуг, на которых в последние 10 лет происходило развитие, постепенно насыщается и рост абонентской базы практически остановился. В-третьих, появление новых ОТТ сервисов поверх повышает спрос на услуги ШПД, но существенно ограничивает возможности операторов самостоятельно предоставлять сервисы с добавленной стоимостью.
Конечно, у этого процесса есть и другая сторона. В первую очередь, это очевидная необходимость консолидации отрасли, этот процесс уже начался. Посмотрите на 100-миллиардную сделку AT&T и Time Warner в США, которая была объявлена в прошлом месяце. Это объективный процесс. Кроме того, развиваются и начинают монетизироваться различные виды облачных сервисов, и не только в медиа-развлекательной сфере. Виртуальная и дополненная реальность, Интернет вещей, блокчейн – прогресс идет очень быстро и это должно поддержать спрос на ШПД услуги операторов. Уже сегодня многие операторы идут в новые для себя сегменты».