«Яндекс» объявил о решение выйти на корпоративный рынок хранения данных и облачных вычислений. Для этого интернет-поисковик зарегистрировал новую компанию «Облачные технологии «Яндекса».
Сначала компания намерена сосредоточиться на облачных вычислениях и хранении (на первом этапе клиентам будут предложены виртуальные сервера на базе процессоров Intel последнего поколения), а затем заняться развитием дополнительных услуг, цены на которые пока не раскрываются.
Рынок облачных технологий в РФ ежегодно растет на 30-40%. В 2014 году, по данным IDC, он вырос на 38,8%, до $235,62 млн. По прогнозу iKS-Consulting, к 2018 году этот рынок увеличится в 2,5 раза и превысит 30 млрд руб.
Как вы оцениваете своевременность и перспективы нового решения Яндекса?
Перевод бизнеса в облако - это уже устоявшийся тренд на Западе и даже банки переходят на публичное облако. Так например, JPMorgan Chase начинает хранить данные в публичном облаке Amazon Cloud.
Хотя Россия отстает в этой сфере на годы, но и в нашей стране все больше компаний и стартапов переходят к облачным решениям. Яндекс своевременно решил выйти на рынок хранения данных и скорее всего он преуспеет в этой сфере. Для такой компании как Яндекс очень важно оставаться в тренде и иметь свои решения в переспективных IT-направлениях.
Облачные сервисы имеют множество преимуществ:
- Минимизация капитальных затрат
- Высокая надежность
- Гибкость и масштабируемость
- Полноценная удаленная работа
- Мобильность офиса и сотрудников
- Безопасность и сохранность данных
Конечно в сфере хранения данных существует уже множество решений и как мы видим все они стараются развивать свои сервисы. В этом смысле интереснее всего будет увидеть как Яндекс сможет развить свои сервисы. Я считаю, что у Яндекса есть для этого все карты на руках - и команда, которая сделала много интересных и полезных сервисов, и финансовые возможности и небольшой запас времени, пока Россия переходит в новый формат реальности.
В мире не так много примеров того, как успешные на B2C рынке интернет-сервисы также успешно смогли разработать и, самое главное, монетизировать сервисы для B2B сегмента. Тем не менее, есть удачный контрпример — AWS, поэтому как минимум инвесторы Яндекса должны быть довольны. В пользу успеха говорит постоянный рост IaaS-рынка и ограничения при размещении данных за рубежом: нашим силовикам будет удобно контролировать клиентов.
Решение «Яндекса» по выходу на рынок облачных вычислений смотрится довольно запоздавшим, а предложенный начальный вариант (аренда виртуальных серверов) в сравнении с Microsoft Azure технологически отсталым. Однако, в существующих условиях, если эти сервера будут размещены в России, то многие компании, занимающиеся разработкой программного обеспечения для государственных и окологосударственных структур, могут задуматься о использовании облака «Яндекса» при проектировании своих систем. В случае установления конкурентной цены и наша компания может предложить своим клиентам развертывание облачного решения ИРС «Перевозки» на серверах «Яндекса».
Это вполне закономерный шаг, и многие глобальные игроки рынка уже давно движутся в данном направлении. Облачные технологии, безусловно, сегодня являются одним из драйверов развития рынка ИТ, в том числе направления IaaS. Эта долгосрочная тенденция, так как объемы данных постоянно растут, параллельно развиваются технологии их обработки, а также соответствующая инфраструктура.
«Яндекс» обладает серьезными опытом и экспертизой в области обработки, анализа и хранения огромного объема разнородных данных, в портфеле компании – собственные решения по оптимизации и виртуализации инфраструктуры. Учитывая, что в текущей экономической ситуации многие компании ищут пути сокращения затрат на ИТ и повышения их эффективности, услуги «Яндекса» могут оказаться очень востребованы на рынке. В дальнейшем эта платформа может стать фундаментом для развития корпоративного сегмента услуг компании, включая такие направления, как PaaS, Saas, IoT и другие.
Рынок облачных технологий в последние годы действительно постоянно растет. При этом на нем сложилась очень высокая конкуренция.
На российском рынке виртуализации хватает значимых игроков: это и отечественные сервисы, такие как 1cloud.ru, ИТ-Град, Селектел и др., так и зарубежные Digital Ocean, Amazone и т.д.
Однако, условия для развития IaaS провайдеров и всевозможных PaaS и SaaS сервисов все-еще очень благоприятные, по ряду причин:
1. Понимание конкурентных преимуществ, которые дает виртуализация в большинстве сегментов бизнеса в России приходит только сейчас. Нужно понимать, что аренда виртуальной инфраструктуры, выгодна не только ИТ-компаниям, но и практически любому бизнесу и даже владельцу личного сайта…
2. Политика государства по вопросам хранения и передачи информации, например, пресловутый закон о персональных данных, формирует для отечественных сервисов конкурентное преимущество относительно их западных аналогов.
Так же нужно учитывать, что Яндекс будет разрабатывать данный сервис не с нуля. В своих внутренних процессах (например, автоматизация тестирования) компания очень активно использует системы виртуализации. Соответственно, ими уже накоплен определенный опыт, без которого сделать надежный и удобный IaaS-сервис просто невозможно.
Ну и конечно, у них на вооружении будут огромная маркетинговая машина Яндекса и мало чем ограниченные рекламные бюджеты и бюджеты на развитие продукта…
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что «Облачные технологии "Яндекса"» будут иметь весьма неплохие перспективы на российском рынке. А если им удастся создать конкурентный по качеству продукт, то и на западных рынках тоже.
На мой взгляд, также стоит ожидать развития событий подобного появлению сервиса Яндекс. Такси: на первых порах компания будет активно демпинговать цены, выдавливая конкурентов, а когда им удастся захватить определенную часть рынка, поработать на авторитет и узнаваемость бренда, цены будут увеличены.
Потребность в облачных технологиях в нашей стране сложилась уже давно и постоянно растет. Любому, кто только выходит на этот рынок, придется подстраиваться под высокие стандарты, сформированные опытными крупными игроками. Многие российские компании уже используют сервисы Amazon и Azure. В условиях повсеместного импортозамещения облачные технологии Яндекса видятся весьма привлекательной отечественной альтернативой решениям зарубежных вендоров.