В пятницу, 26 февраля, Госдума в первом чтении утвердила «налог на Гугл». Ко второму чтению в законопроект будут внесены поправки правительства РФ. Если документ будет подписан президентом РФ Владимиром Путиным, нововведения вступят в силу 1 января 2017 года.
Документ предполагает обложение иностранных компаний НДС за предоставление на территории России через интернет продукты и сервисы – например, ПО, видео, музыку, хостинг, регистраторы доменов и прочее.
Нынешнее законодательство не обязует зарубежные компании платить налог за предоставление услуг через интернет. Предполагается, что нововведение охватит все известные бренды, работающие в России: Google, Netflix, Apple и т.д.
Размер ставки налога пока уточняется, но возможно составит 15.25%. Контролировать уплату налогов и финансовую деятельность компаний будут налоговые органы. Они будут уполномочены проверять компании через третьи организации: операторов электронных денег и платежных систем, клиринговые центры, операторов связи и пр.
Насколько «усложнит жизнь» иностранным компаниям с юридической точки зрения новый закон?
Помимо увеличения налоговой нагрузки иностранные компании будут вынуждены прилагать значительные усилия по администрированию своей обязанности по уплате НДС. Дело в том, что плательщики НДС обязаны ежеквартально представлять декларацию по этому налогу в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. За непредоставление декларации организацию статьёй 119 Налогового кодекса РФ предусмотрен штраф в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления (но не более 30 процентов указанной суммы). Однако, из текста законопроекта пока неясно, как налоговая служба будет контролировать деятельность иностранных юридических лиц, не имеющих на территории России своих представительств (филиалов). Не исключено, что фискальные органы пойдут по уже известному пути, когда налогоплательщику предъявляются, мягко говоря, не до конца обоснованные требования, и уже налогоплательщик в споре с налоговым органом сам должен доказать, что все налоговые обязательства исполнены им надлежащим образом.
Насколько «усложнит жизнь» иностранным компаниям с юридической точки зрения новый закон?
- Не стоит ожидать, что изменения сильно усложнят жизнь иностранным IT-компаниям, поскольку большинство из них работает в России через посредников и уже платит минимальные налоги. Данный законопроект практически переписан с Изменений НДС на электронные услуги, введенных ЕС с 01.01.2015, по которому компании, предоставляющие цифровые услуги, обязаны платить НДС в зависимости от расположения каждого клиента. Механизм пока не работает в полную силу, что заставило Еврокомиссию вынести предложение о публикации непубличной отчетности корпораций перед национальными правительствами. Это означает, что компании должны будут представить, где какие доходы получают и какие налоги платят. Тогда будет проще понять, в какой юрисдикции неполная уплата.
Российский законопроект предполагает самостоятельное декларирование, поэтому требует уточнения механизм подтверждения достоверности сведений, представляемых иностранной организацией, поскольку ч. 3 ст. 174 НК устанавливает, что налоговые агенты (организации и ИП) производят уплату суммы налога по месту своего нахождения. Иностранные компании могут сделать так, чтобы не платить НДС за реализацию контента и услуг в других странах. В лучшем случае они переложат дополнительные расходы на российского покупателя, подняв цену. Так, Apple уже изменила детали пользовательского соглашения для российских клиентов.