Четверка против мессенджеров: российские операторы объединили усилия ради выручки

25 февраля 2016 г. Технологии 1 1340 Иван Тихонов

Популярность онлайн-сервисов общения – например, Viber, WhatsApp – стала причиной снижения выручки от СМС российских операторов связи. Аналитики AC&M Consulting подсчитали, что в 2014 году выручка по этому показателю сократилась на 4%, но во II квартале 2015 года она немного выросла – на 0.3%.

Ввиду такой динамики, крупнейшие российские операторы связи объединились в альянс. В него вошли: Вымпелком, Мегафон, МТС и Т2 РТК Холдинг (Tele 2). Цель совместной работы – разработка единых стандартов IP-интерфейсов существующих интернет-сервисов и собственных сервисов, которые позволяют абонентам общаться между собой.

Вице-президент МТС по маркетингу Василь Лацанич рассказал «Ъ», что сегодня пользователи IP-сервисов операторов связи не могут использовать аналогичные сервисы других операторов, а пользователи мессенджеров и других программ коммуникации не могут написать сообщения друг другу (например, из Skype в Viber). Именно с целью стандартизировать все интерфейсы и был создан альянс.

Лацанич добавил, что работа альянса призвана привлечь внимание регулятора. Операторы связи работают по лицензии, а интернет-сервисы работают без каких-либо разрешений и на них не распространяются общие правила, что усложняет регулирование рынка.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Реднев Николай (Генеральный директор, ООО "Таргет Телеком")

Поможет ли стандартизация интерфейса интернет-сервисов вернуть популярность СМС и других услуг операторов?

Я не вижу ничего странного в том, что пользователи массово переключаются с СМС на использование условно бесплатных возможностей коммуникации, которые предлагают популярные сервисы типа WhatsApp, Viber и т.п.

Объективных причин этому множество, например:

1. Операторы связи очень любят брать деньги за звонки, СМС, интернет, в то время как мессенджеры предоставляют весьма похожие услуги условно бесплатно;
2. Мессенджеры дают больше возможностей и функций, чем СМС. Это и большой размер сообщений (в СМС, например, тарифицируются пакеты по 67-70 символов), и картинки, и видео, и многое-многое другое;
3. Для общения по мессенджерам достаточно иметь интернет и совершенно не обязательно при этом находится в зоне покрытия того или иного оператора связи. Нет там и географических границ, Вы можете продолжать общение, даже если находитесь в другой стране (в случае отправки СМС в роуминге Ваши расходы неизбежно возрастут).

Стоит отметить, что подобные тенденции наблюдаются не только у нас, но совершенно на всех рынках.

Я предполагаю (и надеюсь), что операторы будут терять выручку от звонков и СМС и дальше. Очень хочется, чтобы оператор связи стал скорее провайдером интернета, чем поставщиком СМС и звонков. Ведь строго говоря, операторы связи зарабатывают деньги, предоставляя пользователям мессенджеров интернет (и мобильный, и домашний). Так, собственно, в чем же проблема?

Отвечая на главный вопрос, я уверен, что у оператора есть рыночные инструменты для повышения популярности СМС-сообщений, но не думаю, что они (операторы) будут всерьез рассматривать варианты сильного снижения цен на услуги связи. Мой немаленький опыт работы с операторскими продуктами (СМС-рассылки, короткие премиум номера, мобильная коммерция и т.п.) говорит обратное: цены, скорее всего, будут расти (к сожалению).

Вывод

Тенденция уменьшения выручки от ряда операторских услуг не изменится. Вряд ли операторы связи захотят использовать рыночные инструменты (например, снижение цен на СМС), а вот нерыночные – почти наверняка. Мы помним, как операторы связи пытались бороться со Skype и ICQ несколько лет назад.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также