Онлайн-игры попали в поле зрения Роскомнадзора. Его специалисты при сотрудничестве с Фондом развития интернета и экспертами из Санкт-Петербургского государственного университета рассматривают вопрос регулирования сегмента.
На данный момент ведомство не готово озвучить конкретные подходы к регулированию, поскольку существует несколько нюансов, рассказал в интервью «Российской газете» глава надзорного ведомства Александр Жаров. Он напомнил, что некоторые онлайн-игры время от времени попадают в реестр запрещенной информации, ввиду того, что на игровых сайтах размещается противоправная информация (например, пропаганда суицида).
Нынешний механизм взаимодействия Роскомнадзора с онлайн-площадками затруднен. Сотрудникам ведомства не всегда удается связаться с администрацией сайтов с онлайн-играми; посему удаление противоправной информации иногда затягивается.
Регулирование рынка позволит эффективней взаимодействовать надзорным органам с онлайн-площадками.
Как Вы оцениваете предложение Роскомнадзора ввести регулирование сегмента онлайн-игр?
Онлайн игры, как и другие среды развлечений должны иметь ограничения и регулирование, но делать это нужно на уровне здравого смысла и разумных мер по ограничению доступа к контенту. Например, фильмы для взрослых должно быть затруднительно посмотреть детям. Ограничивать контент совершенно бессмысленная задача, такая же, как цензурирование книг, фильмов. Не вымарать же из “Войны и мира” батальных сцен, так как они могут повредить чью-то неокрепшую психику. Государство должно заботиться о гражданах, но за счет создания институтов благоприятствования, а не институтов ограничения. Поиски везде и во всем пропаганды терроризма, гомосексуализма и прочих “измов” приобретает уже гротескные формы. Забота государства о гражданах не должна нарушать их гражданских свобод прежде всего.
Как Вы оцениваете предложение Роскомнадзора ввести регулирование сегмента онлайн-игр?
Александр Жаров говорит, что ведомство пока не готово озвучить конкретику. А без конкретики комментировать предложение Роскомнадзора сложно. Опыт других сфер показывает, что откорректировать информационный продукт под требования ведомства можно почти всегда. Но большинство онлайн-игр строится на агрессивном взаимодействии игроков друг с другом. Переписка между игроками ведётся на сленге и имеет огромный объём. По каким критериям внутриигровой контент будет признаваться запрещённым, сейчас не ясно. Есть ещё и чисто технические сложности: расположение серверов за пределами юрисдикции Роскомнадзора, голосовые чаты — и это только то, что приходит на ум сразу. На данном этапе предложение Роскомнадзора вызывает множество вопросов, и не даёт никаких ответов.
Но, если появится соответствующий законопроект — а с ним и конкретные требования — русскоязычный сегмент индустрии перестроится под требования Роскомнадзора довольно быстро. Главное чтобы эти требования создавались в сотрудничестве с игровым рынком. Люди, для которых онлайн-игры ежедневная работа (и которые уже самостоятельно осуществляют цензурирование внутриигровых чатов) могли бы помочь ведомству в качестве экспертов.
Как Вы оцениваете предложение Роскомнадзора ввести регулирование сегмента онлайн-игр?
Попытка влияния на онлайн-игры, да и вообще видеоигры в целом, это очередное перекладывание ответственности с одних лиц на другие: с родителей игроков или взрослых игроков на разработчиков интернет-развлечений. Да, должны быть определенные требования к онлайн-играм. Например, ограничения по возрасту.
В Европе введен стандарт PEGI и ответственность за потребление контента маленькими любителем поиграть ложится на родителя ребенка, который допустил или не допустил его к контенту не по возрасту. Но, как показывает опыт блокировки Роскомнадзором интернет-ресурсов последних лет, это всего лишь временная мера
и целевой потребитель всегда найдет способ обойти их. Нужно следить за наличием маркировок и барьеров доступа к контенту определенного круга лиц, для которых он не предназначен.
Ответственность должна быть на родителях, которые должны следить за тем, в какие игры играют их чада, а не бросать это на самотек, потому что компьютеры слишком сложно, а "игры - это зло".