Вице-президент IDC в РФ и СНГ Роберт Фариш, комментируя последние результаты исследования компании, спрогнозировал падение отечественного рынка ИТ до уровня десятилетней давности. К концу нынешнего года объем рынка составит не более 15-16 млрд долларов. Для сравнения: в 2013 году выручка сегмента достигла 35 млрд рублей.
В далеком 2005 сумма была гораздо ниже – около 12 млрд рублей. Но тогда, говорят аналитики IDC, в общий учет не входила выручка от смартфонов и некоторых других сегментов. Таким образом, можно сказать, что выручка нынешнего года приравнивается к выручке 2005 года.
Спад на рынке начался еще в 2014 году, рассказали эксперты IDC порталу CNews. В основе мониторинга лежит анализ экономических показателей и положение дел на рынке. Так, развитию отрицательной динамики ИТ сектора поспособствовали политические и экономические события.
В денежном выражении в 2015 году российский ИТ рынок сократится в среднем на 40%. При чем аналитики не дают утешительных прогнозов на 2016-2017 гг. Роберт Фариш объяснил отрицательную динамику макроэкономическими факторами, которые продолжат давить на сектор.
Можно ли ожидать положительной динамики развития ИТ-рынка в РФ в 2016 году при складывающейся конъюнктуре?
Прогноз IDC выглядит столь пессимистично из-за курса доллара. В 2013 году он редко превышал 45 руб., сейчас крутится в районе 70 руб. В рублевом выражении темпы снижения будут не столь впечатляющими, хотя оптимизма в них тоже не ожидается. Прежде всего, из-за падения поставок железа и ПО, которое началось еще до разгара кризиса и усилилось при росте курсов валют. А на это приходится большая часть ИТ-рынка. В следующем году, если сохранится экономическая нестабильность и геополитические обстоятельства, отрицательная динамика продолжится. Из всех сегментов ИТ-рынка более или менее стабильно себя будет чувствовать сегмент ИТ-услуг, и в частности, ИТ-аутсорсинг. Поддержка существующих ИТ-систем, приложений и оборудования – это то, без чего нельзя обойтись даже в период кризиса.
Можно ли ожидать положительной динамики развития ИТ-рынка в РФ в 2016 году при складывающейся конъюнктуре?
Рынок ИТ, как и вся экономика РФ, находится в тяжелой ситуации, и ожидать в 2016 году существенных изменений не стоит. Заказчики станут более осторожными и прагматичными, и главной задачей для игроков ИТ-рынка будет выживание – удержание доли в фокусных рыночных нишах, сокращение издержек и сохранение конкурентоспособности.
Для «Астерос», в первую очередь, это успешное закрытие текущих проектов, поиск новых возможностей у существующих и новых заказчиков, развитие экспертизы в перспективных направлениях (облака, аутсорсинг, IoT, разработка ПО). Точкой роста для нас останутся комплексные проекты на стыке ИТ, инженерной инфраструктуры и физической безопасности. Отдельную ставку делаем на направления услуг, которые мы трансформировали в уходящем году, объединив подразделения ИТ-консалтинга, аутсорсинга, ГИС и информационной безопасности под общим брендом «Атринити».
Импортозамещение также может стать локомотивом для развития рынка локальных разработок, особенно на фоне законодательных ограничений в сфере закупок зарубежного ПО и оборудования. Однако его рост не происходит мгновенно, и первые результаты можно ожидать только через 2-3 года.
Можно ли ожидать положительной динамики развития ИТ-рынка в РФ в 2016 году при складывающейся конъюнктуре?
В прогнозировании тенденций развития на 2016 год, при текущем положении дел на поприще digital медиа-рынка следует брать во внимание 2 фактора, и, думаю, многие эксперты со мной согласятся: экономическая конъюнктура российского рынка и тенденции развития рынка IT и digital рекламы как отдельного сектора.
Во-первых, финансовые вливания и размеры бюджетов в канал рекламы действительно сократились в последний период времени.
И связано это, прежде всего с тем, что малый и средний бизнес сейчас столкнулись c шоковой и нестабильной ситуацией в силу многих причин, включая неустойчивое положение финансового рынка, падение рубля и неустанного роста курса доллара. Это сказывается на закупках, уровне доверия компаний и в конце концов, на сокращении рабочих мест даже в больших компаниях и корпорациях.
Как следствие, происходит и сокращение бюджетов на digital рекламу. Отсюда умозаключение господина Роберта Фариша не лишено смысла.
Однако, стоит помнить, что общие показатели конъюнктуры рынка сокращаются не в силу того, что рынок IT и mobile стоит на месте, а в силу общей экономической нестабильности, снижения спроса и инфляции.
Международные бренды же, в свою очередь, продолжают активное развитие собственного канала коммуникации с потребителем через Digital-сферу и сейчас на первое место уже активно вырвался канал мобильных девайсов как средства взаимодействия с пользователем.
В подтверждение этому также служат отчеты об исследованиях международных компаний.