Россияне смогут и дальше пользоваться популярными мессенджерами без ограничений. В этом заверил глава Роскомнадзора Александр Жаров, комментируя информацию о якобы готовящихся ограничительных мерах. Он подчеркнул, что чиновники не ведут разработку никаких законопроектов, поскольку у ведомства нет права законотворческой инициативы.
Жаров отметил, что проблема регулирования работы мессенджеров на территории России существует. Впрочем, Роскомнадзор не собирается каким-либо способом ограничивать право граждан на пользование популярными ресурсами.
Ранее появилась информация о том, что Роскомнадзор намеревается привязать деятельность мессенджеров к операторам связи. С этой целью чиновники предлагали внести поправки в законы «О связи» и «Об информации», которые бы обязывали компании-разработчиков мессенджеров заключать договора с операторами связи для деятельности на территории РФ.
По Вашему мнению, стоит ли применять более жесткие меры регулирования в отношении мессенджеров?
Для начала несколько тезисов о мессенджерах:
1. Мессенджеры популярны по всем мире, Россия не исключение;
2. Мессенджерами, разумеется, могут пользоваться не только добропорядочные пользователи, но и, скажем. спамеры;
3. Рынок мессенджеров ждут изменения;
4. Предложения по регулированию рынка мессенджеров время от времени возникают и будут возникать в будущем.
Нам кажется, что:
1. Рынок мессенджеров, безусловно, ждут изменения, так как сейчас, действительно, мессенджеры дают много свободы, которая часто используется во вред (спам, вопросы безопасности и т.п.). Тут мы совершенно согласны;
2. Регулирование мессенджеров, тем не менее, — вопрос неоднозначный. Кто и как его должен делать, не понятно, особенно учитывая факт, что мессенджер — это продукт, принадлежащий частной компании (обычно иностранной), имеющий свои правила использования и службы, которые следят за выполнением этих правил;
3. Тезис о том, что несправедливо, что СМС и сообщения через мессенджеры находятся в разных условиях, мы не поддерживаем. По нашему мнению, это вполне справедливо, так как у СМС и у сообщения через мессенджеры совершенно разная природа. В одном случае это услуга связи, которая регулируется законами, инструкциями, лицензиями и т.п., а в другом — это продукт некой частной компании, созданный по представлениям этой компании. Как (и, самое главное, зачем) заставить его соответствовать условиям, в которых работают СМС?
4. Операторы связи, понятное дело, очень ревностно следят за успехами мессенджеров, так как, согласно различным исследованиям, мессенджеры лишают операторов связи части их выручки. Счет идет на десятки миллиардов долларов в мире и на миллиарды рублей в России в год. Наша компания считает, что данная ситуация совершенно логична и справедлива, покуда операторы берут слишком много денег за то, что мессенджеры дают условно бесплатно (ну, и предоставляют абоненту всякие «удобности»);
5. Зарубежные компании-разработчики, столкнувшись с ограничениями, могут принять решение покинуть наш рынок, но это будет зависеть от конфигурации принятых законов и ограничений.
Вывод
По нашему мнению, вопрос регулирования мессенджеров заслуживает очень пристально внимания, ведь, с одной стороны, важно обеспечить безопасность пользователей и государства, а с другой, - права разработчиков и тех же пользователей.