Руководитель проекта «Яндекс для медиа» Мария Петрова сообщила о том, что компания готова запустить собственное информагентство для СМИ. Главная особенность сервиса - авторами сюжетов будут выступать роботы. На данный момент поисковая система уже предоставляет роботизированные новости для ряда новостных ресурсов – например, информацию о пробках на дорогах, которая включается в новостные ленты.
Предполагается, что роботизированная система будет собирать данные на основе специального алгоритма, пишут «Ведомости». Изначально информагентство будет проводить мониторинг и освещение ключевых событий, а также предоставлять данные о погоде и ситуации на дорогах. Список ниш может быть впоследствии расширен.
Представитель проекта Yandex Мария Петрова добавляет, что для каждого типа СМИ будут разрабатываться отдельные форматы – например, графики – для телеканалов, лента уведомлений – для газет, новостных сайтов и журналов, пр.
В чем будут заключаться качественные отличия нового информагентства «Яндекса»? Как повлияет появление нового игрока на сегмент онлайн-СМИ?
Прежде всего, хочу заметить, что процесс автоматизации человеческой деятельности проходит уже достаточно долго и даже вполне успешно в некоторых областях деятельности. Основной задачей этого процесса, прежде всего, является минимизация издержек и повышение производительности труда как отдельных профессионалов, так и компаний в целом. Причем требуется разделять виды деятельности по возможности итоговой оптимизации. Например, степень автоматизации сборочного производства стремиться к ста процентам. В то время как все творческие виды деятельности автоматизируются только «по периметру». Профессия журналиста может считаться древнейшей творческой профессией. Компания Яндекс создала инновационный продукт, который может предоставлять «полуфабрикаты» для журналистов-людей и новостных компаний для того чтобы в более короткое время создавать информационный продукт лучшего качества и быстрее реагировать на возникающие информационные поводы. Основной вопрос – каким образом автоматизированная система может самостоятельно находить такие информационные поводы. На данный момент автоматизированное информационное агентство «Яндекса» будет готовить контент о тех событиях, которые касаются дорожного движения и погоды. Т.е. основываться на той первичной информации, которая уже есть в «Яндекса». Не стоит ожидать от этого нововведения качественных материалов на другие, более сложные, темы. Так что следует воспринимать автоматизированное информационное агентство не как попытку потеснить людей в журналистике, а как средство автоматизации этой древнейшей профессии. А вот результаты этого сотрудничества надо смотреть через год-полтора. Вполне возможно что такая интересная, на первый взгляд, инициатива будет иметь очень малое влияние на реальный рынок новостного контента.
В чем будут заключаться качественные отличия нового информагентства «Яндекса»? Как повлияет появление нового игрока на сегмент онлайн-СМИ?
Вероятнее всего, Яндекс будет опираться на данные партнеров «Яндекс.Новости», которые он будет обрабатывать по новому алгоритму. Стоит отметить, что сегодня существует проблема – у многих СМИ мало оригинальных новостей. Как правило, малобюджетные СМИ рерайтируют чужие новости и не имеют собственной службы информации, репортеров. Именно им Яндекс может составить конкуренцию. Новостной проект Яндекса, скорее всего - эксперимент, который заточен на более удаленное будущее. Это то же самое, что автомобили без водителей, которые уже есть, но не имеют массового практического применения. Рано или поздно, роботы заменят многие рутинные процессы в сфере медиа, в том числе и возьмут на себя не оригинальную работу журналистов-рерайтеров. Яндекс уже начал это делать.