«Яндексу» удалось доказать вину Google в нарушении основ честной конкуренции

16 сентября 2015 г. Технологии 2 1643 Иван Тихонов

Федеральная антимонопольная служба удовлетворила жалобу российской компании «Яндекс» и признала американскую корпорацию Google, а также ее представительство в Ирландии, виновной в нарушении части 1 ст. 10 закона «О защите конкуренции». Рассмотрение жалобы началось в феврале 2015 года, а поводом для ее подачи стал запрет Google на предустановку производителями устройств на платформе Android продуктов и сервисов «иных» разработчиков.

В результате такой практики производители-партнеры российской компании перестали устанавливать сервисы «Яндекса» на мобильные устройства, что послужило сокращением доли поисковика в сегменте российского мобильного интернет-поиска.

Как рассказал CNews начальник управления информационных технологий ФАС Владимир Кудрявцев, статья, по которой ФАС признала Google виновной, предполагает наложение штрафа в сумме 1%-15% от выручки за минувший год в конкретном сегменте.

В ходе разбирательств выяснилось, что Google предъявляла собственные условия производителям Android-устройств: например, обязательную предустановку GooglePlay, использование по умолчанию для поиска Google и запрет на установку сервисов других компаний.

Результатом такой политики, отмечает Кудрявцев, стало падение доли российского поисковика на мобильном рынке и приостановка разработки собственной версии платформы Android – «Яндекс.Кит».
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Бабаева Екатерина (Консультант департамента сотовой связи и цифровых устройств J'son & Partners Сonsulting)

Сумеет ли «Яндекс» потеснить Гугл на мобильном рынке, учитывая признание ФАС нарушений основ конкуренции?

«Крупнейшее разбирательство на мобильном рынке было решено в пользу компании Яндекс, обратившейся в ФАС с обвинением корпорации Google в нарушении антимонопольного законодательства. Поводом для конфликта послужили контрактные условия американской компании с поставщиками и производителями мобильных устройств на предустановку продуктов Google, которые не позволяли производителям устанавливать конкурентные продукты на цифровые гаджеты. Предустановленные пакеты приложений серьезно влияют на выбор потребителя, так как многие пользователи используют стандартные приложения и не испытывают необходимости в установке аналогичных по функциональности. Важно учесть, что память у цифрового устройства ограничена, а также осталась группа пользователей, которым установка приложения из магазина приложений кажется сложной процедурой.

Однако это не единственное средство создания конкурентного преимущества в глазах потребителей. Немалое значение имеет лояльность пользователя к компании, а также его сформировавшиеся предпочтения и просто привычка.

По оценкам компании J’son & Partners Consulting, решение ФАС может повлиять на занимаемую долю мобильного рынка корпорациями Google и Яндекс, однако говорить о том, что Яндекс вырвется вперед в 2015 году, не приходится, так как на данные изменения требуется время, также на выбор пользователя влияет целая совокупность факторов. Оглашенный приговор окажет влияние на бизнес упомянутых компаний и будет вынуждать участников рынка искать все новые и новые способы создания конкурентного преимущества.»

Куваев Руслан (Управляющий партнер мобильной рекламной платформы BYYD)

Сумеет ли «Яндекс» потеснить Гугл на мобильном рынке, учитывая признание ФАС нарушений основ конкуренции?

Не первый раз мы слышим новости об обвинениях Google в неконкурентном поведении: Европарламент обвинял Google в монополии на контекстную рекламу, в США начинали расследование дело по тому же вопросу, однако обвинения так и не были выдвинуты. Российские ведомства, довольно консервативные в своем отношении к новым технологиям, с завидной скоростью и решимостью встали на защиту российского "Яндекс".

Но здесь стоит принять во внимание несколько важных аспектов: официально Google не запрещает Android выпускать продукцию без Google Play, и если “Яндексу" не удается продвинуть свой “Яндекс.Кит”, то, возможно, виной не злобный монополист Google, а качество продукта российской компании? К сожалению, на данный момент “Яндекс.Кит" значительно уступает Google. Российская альтернатива имеет довольно ограниченный функционал для мобильных пользователей, интерфейс вызывает лишь ощущения тоски, а встроенный магазин не способен удовлетворить потребности даже неприхотливых пользователей.

Кроме того, вероятность, что штраф ФАС сможет подорвать позиции мирового гиганта, очень низка. Таким образом, “Яндекс" ждет еще долгий путь разработки и улучшения продуктов для мобильных устройств, прежде чем он сможет выступить достойным конкурентом Google на российском рынке.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также