Исследование РБК показало, что в нынешний туристический сезон россияне стали отдавать предпочтение отдыху внутри страны, отказываясь от путешествий за рубеж. Такая тенденция повлекла за собой потери у сотовых операторов. В частности, количество абонентов «Мегафона», МТС и «Вымпелкома», которые используют роуминг за рубежом, в мае-июне сократилось на 20%.
Об уменьшении количества абонентов-роумеров сообщили представители компаний. Кроме того, граждане, которые все же используют роуминг за рубежом, стали больше экономить на дополнительных услугах – например, на голосовой связи, СМС. Статистика МТС показывает, что объем голосового трафика снизился на 31% (по сравнению с аналогичным периодом в 2014 году), а объем исходящих сообщений – на 33%.
В то же время они констатируют рост числа абонентов во внутрироссийском роуминге. Так, у «Вымпелкома» этот показатель вырос на 12%, у МТС – на 7%, у «Мегафона» - на 6%. Также, пользователи внутренним роумингом чаще пользуются услугами голосовой связи и СМС. У МТС объем исходящих сообщений в июне 2015 года вырос на 7%, а голосовой трафик увеличился на 15%.
Как повлияют на доходность операторов убытки от международного роуминга? За счет чего операторы смогут перекрыть потери?
Мы уже комментировали новости о том, что абоненты сотовой связи сокращают расходы на услуги связи, в связи с чем операторы связи поднимают цены на международный роуминг, вводят плату за дополнительные услуги.
Уменьшение количества выезжающих за рубеж россиян, рост конкуренции со стороны сервисов мгновенного обмена сообщениями, насыщение рынка вместе, а также кризисные явления в российской экономике, безусловно, негативно влияют на темпы роста бизнеса операторов связи. Из-за этого операторы лишаются части дохода.
Потери доходов частично компенсируются развитием внутреннего туризма (внутрироссийский роуминг), введением новых услуг, ростом цен на некоторые услуги связи (на тот же международный роуминг, например), а также изменением ряда тарифных планов.
Вывод
Не являясь большим профессионалом в операторском бизнесе, мы, тем не менее, не склонны драматизировать ситуацию: у операторов связи есть достаточно инструментов, чтобы не только компенсировать потери, но и обратить эту нестабильную ситуацию к себе на пользу. Также у нас имеются сомнения в том, что резерв повышения внутренней эффективности операторов связи использован полностью.