Общественная плата готовится рассмотреть инициативу проекта «Стопспам», направленную на «очищение» телефонных номеров сотовой связи, а также интернет-мессенджеров Viber и What’s App от спама. Для реализации плана необходимо создать агентство, которое будет работать с заявками граждан. Предполагается, что через такое агентство человек сможет блокировать спам-рассылку на свой номер.
Операторы сотовой связи сомневаются в технической возможности реализации инициативы, поскольку, например, деятельность мессенджеров не регулируется законодательством РФ. Денис Калугин, участник проекта «Перспектива», рассказал «Коммерсанту» о том, что создание агентства позволит синхронизовать меры операторов и регуляторов по очистке телефонных номеров от привязки к рекламно-информационной рассылке.
Эксперт отметил, что программно-технический комплекс для деятельности специального агентства уже разработан. Вопрос финансирования проекта пока остается не решенным. Кулагин считает, что опекаться ним смогут и сами участники рынка.
При положительных результатах рассмотрения вопроса Общественной палатой инициатива будет отправлена на рассмотрение в профильные комитеты Минкомсвязи и ГД.
Как Вы оцениваете инициативу Общественной палаты? Насколько реализуем план блокировки спама?
Мы поддерживаем борьбу с рекламными сообщениями, рассылаемыми без предварительного согласия получателей, будь то СМС, электронная почта или директ мэйл. Тем не менее возможное создание некого агентства для «очистки» от спама мессенджеров, принадлежащих вполне конкретным частным компаниям и имеющих собственные правила работы и антиспам-механизмы вызывает недоумение.
Отчасти наша компания согласна, что рекламные сообщения в мессенджерах имеют некоторые признаки рекламы, упомянутые в ФЗ «О рекламе», но мы не может не согласиться и с тем, что:
1. У каждого мессенджера есть своя политика в отношении таких рассылок, с которой абонент соглашается, принимая условия пользования сервисом;
2. Каждый мессенджер своими силами борется со спамом, блокируя отправителей-спамеров (будь-то российские или не российские отправители);
3. Каждый пользователь мессенджеров может самостоятельно внести лепту в борьбу со спамом, легко и просто (в 1 клик) блокируя рекламные сообщения;
4. Каждый пользователь может прекратить использование того или иного мессенджера в любой момент времени;
5. Каждый пользователь, считающий его права нарушенными, может обратиться в ФАС с жалобой на ненадлежащую рекламу.
Другими словами, вопрос регулирования работы чужого (иностранного) продукта выглядит немного абсурдно. Не ясны также механизмы принуждения владельца мессенджера к исполнению предписаний этого неведомого агентства (кроме блокировки работы на территории России, конечно).
Скрупулезное исследование российского и зарубежного опыта борьбы со спамом показывает, что любая подобная активность обречена на провал, если не существует проработанной правовой базы. В частности:
1. Что есть реклама, а что рекламной не является (является ли рекламой рассылка, отправленная определенному кругу лиц?);
2. В какой форме должно даваться согласие и как его подтверждать в случае, если оно давалось не в письменной форме;
3. Какая форма подписи и отписки от рассылок считаются приемлемыми, а какие нет;
4. Должен ли у согласия на подписку быть предельный срок действия?
5. Имеет ли смысл создать так называемые Do Not Call реестры по типу тех, что действуют в США, Великобритании, Канаде, Австралии, новой Зеландии и т. п.?
6. Правила осуществления рассылок (частота, время отправки, обязательные элементы оформления и т. п.);
7. Разделение явного и неявного (подразумеваемого согласия) и многое другое.
Вывод
Наша компания всегда приветствует меры по борьбе со спамом и установление четких правил игры для всех участников рынка, но пока не понимает смысла предполагаемого агентства по «очистке».
Как Вы оцениваете инициативу Общественной палаты? Насколько реализуем план блокировки спама?
С точки зрения пользователей, интересы которых представляет РОЦИТ, инициатива интересная – действительно, спам и рассылки с неизвестных номеров очень раздражают, хочется, чтобы такой навязчивой рекламы было в разы меньше. Но пока нет четко сформулированной схемы «очистки» мобильных номеров, а также реально работающих инструментов, эта идея кажется где-то даже утопичной. Думаю, что будут сложности с ее реализацией как в техническом плане, так и законодательном. Ведь деятельность большинства мессендежеров законом РФ не регулируется – они находятся под юрисдикцией других стран. Кроме того, между пользователем (абонентом) и оператором мобильной связи/интернета появится посредник, скорее всего, это усложнит процесс коммуникации и решения вопроса, скажем, о добавлении того или иного номера в «черные списки». Будем ждать результатов обсуждений.