Один из крупнейших инвестбанков Goldman Sachs опубликовал отчет о развитии российского рынка медиа в 2015 году. По мнению аналитиков, девальвация рубля и волнения в экономике, охватившие РФ в 2014 году, приведут к снижению потребительского спроса. Это, в свою очередь, заставит рекламодателей сокращать расходы на рекламу, что приведет к спаду на рынке.
Данные отчета свидетельствуют о том, что интернет продолжит развиваться, в первую очередь за счет рекламы. Объем рекламы, предполагают в Goldman Sachs, вырастет на 4%; львиную долю этого показателя займет контекстная реклама (прирост на 10%), а вот доля баннерной рекламы упадет на 25%. Объем видео- и мобильной рекламы увеличится на 10%.
В то же время продажи рекламы других медиа упадут на 20%-30%, что увеличит долю WWW на рекламном рынке с 24% до 30%. Доля телевидения упадет с 47% до 44%.
Тем временем, в Goldman Sachs отмечают падение котировок крупнейшего отечественного поисковика «Яндекс». В прошлый вторник акции компании на площадке Nasdaq упали на 8.7% - до 16.41 долларов за акцию. Также, аналитики прогнозируют падение прибыли поисковика на 31%. Как результат, инвестбанк порекомендовал клиентам продавать акции «Яндекса», сообщают «Ведомости».
Среди наиболее благополучных медиа в Goldman Sachs выделяют Mail.ru Group. Развитию группы может поспособствовать монетизация соцсети «В контакте», которая перешла в руки компании осенью прошлого года. Одновременно инвестбанк прогнозирует снижение продаж баннерной рекламы Mail.ru в 2015 году на 15%.
Как будет развиваться рекламный рынок в РФ в ближайшие месяцы?
Изменения в экономике страны сразу отражаются на интернет-рекламе, и, порой, это происходит раньше, чем в других сферах. Еще летом 2014 года мои коллеги по рынку почувствовали отток клиентов, размещающих баннерную рекламу на различных сайтах. Сейчас ситуация только усложняется. Магазины, покупавшие товары за валюту за рубежом, закрыли деятельность или приостановили ее до лучших времен. Они прекратили рекламировать себя, и ушли с рынка.
Это явление, наверняка, продолжится и в 2015 году, но вряд ли станет массовым. По моим ощущениям, у людей, особенно в Москве, деньги есть. Они, как и раньше, будут искать товар в интернете, но уменьшится объем. Живя в неизвестности, люди пересматривают расходы с точки зрения того, что могут себе позволить, а от чего вынуждены отказаться. В тех сферах, где потребители перестают покупать или приобретают реже, «проседает» и реклама.
Станет меньше рекламодателей из сферы продуктов питания: это связано с двумя факторами. Первый - санкции РФ, под которые попали товары иностранных производителей. Второй - возможность сэкономить благодаря тому, что потребительская корзина в рекламе не нуждается, а за сыром с плесенью, в условиях экономической нестабильности, потребитель не погонится. Снизят обороты и продавцы первичной недвижимости: согласно опубликованной аналитике, в конце 2014 года на рынке был бум, в ходе которого покупатели приобрели квартиры даже в домах, находившихся на стадии проекта. Поэтому компаниям теперь нет необходимости себя рекламировать, а будут ли новые проекты, большой вопрос. Предполагаю, что может снизиться рекламная активность интернет-магазинов одежды и обуви сегмента luxury и различной сувенирной продукции. В непонятной ситуации оказались бытовая техника и авто, которые закупают товар за рубежом за валюту, и пока курс доллара и евро растет, бизнесменам непонятно, по какой цене его продавать. И опять же таки, те, кто хотел купить – купил.
Скорее всего, не снизят количество рекламы продавцы лекарственных препаратов, медицинских центров. Людям свойственно болеть, и они будут покупать лекарства, посещать клиники, даже несмотря на рост цен, однако о плюсах препаратов или услуг нужно объяснять, и без рекламы тут не обойтись.