Левада-Центр подсчитала, что 65% россиян регулярно пользуются Всемирной сетью. Исследование проводилось в конце октября среди 1630 респондентов в 134 населенных пунктах РФ (среди жителей городов и сел). Статистическая погрешность не превышает 3.4%.
Согласно данным исследовательского центра, 47% опрошенных используют Интернет для поиска информации, 34% - для общения в социальных сетях, 27% - для онлайн-покупок (из них – только 5% являются регулярными онлайн-шопперами).
Каждый третий россиянин с помощью WWW делал бронь на разного рода товары и услуги: транспортные билеты, билеты на культурные мероприятия, туристические путевки и гостиничные номера.
Результаты исследования показали, что наиболее активные пользователи онлайн-услуг – жители столицы, люди с высшим образованием и люди с высоким потребительским статусом.
На данный момент, по данным Яндеса, проникновение широкополосного доступа в интернет в Москве составляет около 75%, в Санкт-Петербурге - 70%, по России в целом - около 50-55%. Еще порядка 10% составляет доля мобильного интернета. Эти цифры означают, что более 35% наших соотечественников практически не используют интернет в повседневной жизни. Тогда как в развитых странах проникновение интернета превышает 80 процентов (в Германии и Франции - 85%). Стоит учитывать и слабо развитую мобильную сеть - интернет часто невозможно поймать даже в подмосковье, не говоря уже о других регионах страны.
Если в Европе и США доля онлайн-розницы по данным прошлого года превысила 8%, то в России не взяла планку и в 2%: у нас в стране только 10% интернет-пользователей используют интернет для совершения покупок.
"Заинтересованность" людей в использовании интернета зависит от таких факторов, как общий уровень проникновения, стоимость широкополосного доступа (стоимость имеет постоянную тенденцию к снижению, но, к примеру, на Дальнем Востоке все еще остается высокой - около 100 рублей за мегабит на март 2014, то есть около 200 рублей в месяц за канал в 20 мегабит) и еще ряда технических факторов. Но так же важны и другие факторы, такие как низкая финансовая грамотность населения и уровень недоверия к банкам, который возрастает от нестабильности банковской системы, от отзывов лицензий Регулирующими органами и от тиражирования информации об этом в новостях по телевидению. В результате на начало 2014 года только 45% россиян имели счет в банке, без которого немыслима оплата большей части товаров и подавляющего количества услуг через интернет.
В целом, несмотря на сложные технические, географические и другие факторы, рост проникновения интернета и интереса к нему неуклонно растет. Стоит делать ставку на мобильный доступ, который будет значительно опережать широкополосный.
По Вашему мнению, как скоро Интернет «заинтересует» всех россиян?
Я считаю, что доля проникновения интернета в России продолжит увеличиваться. Однако это будет происходить более низкими темпами, чем до сих пор, и в основном за счет тех групп, которые пока в большинстве своем не являются активными пользователями, например, пожилых людей, жителей небольших городов. Нельзя также забывать про временной фактор: людей, родившихся в эпоху интернета или непосредственно перед её началом, с каждым годом становится всё больше, а они используют интернет поголовно. Также стоит отметить, что очень активно развивается мобильный интернет. Так, по данным TNS за июль 2014 года, проникновение мобильного интернета в российских городах с населением более 100 000 человек составляет 46%. И благодаря бурному распространению мобильных гаджетов, эта цифра обязательно будет расти.
Какие факторы влияют на заинтересованность пользователей в Интернет-услугах?
На заинтересованность пользователей в интернет-услугах влияет целый ряд факторов: повышение покупательской способности населения и уровня жизни, развитие широкополосного и беспроводного доступа в сеть, а также, не в последнюю очередь, компьютерная грамотность населения. Кроме того, очень многое зависит от круга общения человека, поскольку интернет очень часто используется не только для работы, но также для общения и развлечения. И здесь на первый план выходит такой параметр, как число друзей и знакомых, которые уже являются пользователями интернета. Пользователь с высокой долей вероятности придет в сеть вслед за ними.
По Вашему мнению, как скоро Интернет «заинтересует» всех россиян?
- В первую очередь хотелось бы отметить, что добиться стопроцентного проникновения и интернета невозможно сразу по нескольким причинам. Это и отдаленные от центров регионов районы, куда зачастую даже не выходят сотовые операторы (и таких районов немало), и нежелание пользоваться интернетом многих людей. Причем не только старших поколений, но и более молодых жителей нашей страны.
Если первая проблема постепенно решается как операторами сотовой связи, так и провайдерами широкополосного доступа, то вторая – это вопрос достаточно долгого времени и желания людей учиться работать в интернете. Кроме того, важным фактором популяризации интернета является доверие интернет-пользователя к ресурсам Сети, в том числе и к онлайн-магазинам.
Какие факторы влияют на заинтересованность пользователей в Интернет-услугах?
- В первую очередь, пользователя в интернет привлекают возможности мировой сети. К таким возможностям относится, например, возможность оперативного получения информации, образование, развлечения (контент). Одним из факторов является и возможность удобно приобретать различные товары.
В случае с онлайн-покупками важна роль интернет-магазинов. Недоверие пользователя к этому каналу покупки обусловлено тем, что рынок долгое время был «диким», и до сих пор СМИ пишут о случаях, когда интернет-магазины обманывали покупателей. Чтобы не попасться в руки мошенников, нужно приобретать товары только у официальных продавцов. В этом случае пользователь получает гарантию, что его не обманут, а товар будет доставлен целым и в срок.
Нынешнее положение svyaznoy.ruна рынке как раз и стало возможным, не только и не столько благодаря ассортименту, сколько сервису, удобству получения товара и прозрачным взаимоотношениям с покупателями.
В частности, мы добились того, что 80% заказов доставляются покупателям в течение 24 часов с момента заказа, а развитая розничная сеть позволяет эффективно использовать услуги самовывоза и доставки товара в магазин.