Законы «О СМИ» и «О связи» вскоре могут быть изменены. С предложением «поправить» документы выступают в Минкомсвязи: в ведомстве предлагают обязать спутниковых и кабельных операторов транслировать общедоступные телепрограммы бесплатно. К классу общедоступных относятся каналы, получившие эфирную лицензию на торгах, а также каналы из первого и второго мультиплексов.
Пояснительная записка к законопроекту гласит: «Законопроект предполагает распространить указанную обязанность операторов также на трансляцию бесплатных общедоступных телеканалов, распространяемых на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Трансляция должна осуществляться в неизменном виде и без заключения договоров с вещателями и без взимания платы за приём и трансляцию таких каналов с абонентов и вещателей».
Авторы законопроекта считают, что запрет на платное телевещание общедоступных каналов обеспечит открытый доступ зрителям к программам социального характера.
В поправки может войти пункт, запрещающий операторам не санкционированно изменять сигналы эфирных телеканалов при их включении в кабельные сети. По мнению специалистов Минкомсвязи, подобные действия напрямую нарушают права телезрителей и единство информационного пространства России.
В то же время, ТВ-операторы смогут взимать плату за услуги технического доступа, в частности, и к бесплатным телеканалам.
Условия трансляции того или иного телеканала в сети оператора должны определяться в индивидуальном порядке: развлекательный или музыкальный телеканал и телеканал социально значимый – это разные вещи, и их отношения с операторами должны выстраиваться по разным схемам. В любом случае мы должны изучить все нюансы предлагаемых поправок, учесть финансовую сторону вопроса и только после этого делать какие-то заключения.
Мы поддерживаем желание государства улучшить ситуацию на телевизионном рынке в интересах абонентов. Однако интересы операторов и вещателей также должны быть учтены.
Интерес к программам социальной направленности и возможная отмена платы никак не связаны между собой. В любом случае популяризации такого контента вряд ли стоит ожидать, по крайней мере в ближайшее время. По данным системы телесмотрения «АКАДО Телеком», наиболее востребован абонентами-зрителями сегодня фильмовый и спортивный контент.
С вступлением в силу этих нововведений кабельные и спутниковые операторы телевещания будут вынуждены отчасти менять свою коммерческую политику. Это скажется на кошельках рекламодателей и на платных телеканалах. Для первых возможен естественный в таких случаях рост тарифов на рекламу. Вторым в чуть более отдаленной перспективе, возможно, предстоит пересмотреть контентную политику. Если сегодня платные телеканалы готовят (или стараются готовить) более качественный, не массовый контент, то завтра они вынуждены будут расстаться с чем-то качественным в пользу рейтингового. Что касается озвученной цели законопроекта об увеличении популярности у телезрителей программ социальной направленности, то здесь, скорее всего, ничего не изменится. Современный телезритель предпочитает развлекательный продукт любому другому, а на предпочтения влияет не столько стоимость доступа к контенту, сколько общая культура общества.