Большинство присутствовавших на конференции людей сказали, что они считают, что все в порядке, и подобное замещение является естественным процессом технологического развития общества. Педро Домингос, глава отдела исследований в области машинного обучения инвестиционной фирмы DE Shaw Group и профессор Вашингтонского университета, объяснил, что в результате развития искусственного интеллекта будет расти спрос на существующие рабочие места и будут создаваться новые, которые на данный момент даже сложно представить. Он сказал, что данный процесс будет схож с тем, что мы не могли представить необходимость в профессии разработчика веб-приложений еще десятилетие назад, а теперь миллионы людей зарабатывают на жизнь именно в этой профессии.
Джон Келли III, исполнительный вице-президент компании IBM, также настроен достаточно оптимистично, добавив: «Человек и машина, работающие вместе, всегда принимают наилучшее решение, чем человек или машина, работающие независимо друг от друга».
Однако, некоторые эксперты скептически относятся к подобным заявлениям. Автоматизация может способствовать росту нестандартной занятости, такой как подрядчики и фрилансеры, у которых не будет преимуществ и льгот, доступных для людей, имеющих постоянную работу. Искусственный интеллект, скорее всего, не создаст совершенно новых областей знаний или профессий, как, например, компьютеры для всех специалистов связанных с ними профессий.
И люди, и машины, работающие вместе, могут выполнять более сложные задачи, чем они же, но работающие в одиночку. Например, автономный автомобиль, использующий «технологию третьего уровня», в большинстве случаев способен управлять собой совершенно самостоятельно, но в чрезвычайных ситуациях передает управление водителю-человеку. Эта установка требует, чтобы человек не отвлекался, когда автомобиль движется в автономном режиме, как это было в случае аварии со смертельным исходом, произошедшей в Аризоне во время испытаний автомобиля Uber с автономным управлением.
Важно, что именно люди должны оптимизировать разделение труда между людьми и машинами, чтобы гарантировать, что взаимодействие человека и машины превосходит любой результат их работы поодиночке.
Во-первых, люди и машины должны строго придерживаться своих социальных ролей и демонстрировать свои сильные моральные стороны – данный алгоритм часто хорош для достижения утилитарных результатов, например, выполнения действий, приносящих наибольшую пользу большинству людей. Но люди часто хороши в соблюдении моральных правил, таких как недопущение дискриминации по признаку расы и пола. Множество алгоритмических программ, предназначенных для добра, таких как Google Translate, допускают расовые или гендерные предубеждения, которые требуют от людей постоянного вмешательства и коррекции.
Во-вторых, роботы должны выполнять исключительно предназначенную для них работу, а люди – все остальное. Например, исследование демонстрирует, что платформа искусственного интеллекта и специалисты-люди, работающие вместе, лучше проявляют себя при выявлении кибератак, чем люди или машины, работающие в одиночку. Это связано с тем, что платформа выполняет скучную рутинную работу по просеиванию огромного количества данных, в то время как специалисты-люди анализируют выходные данные платформы, выявляя аномальные случаи и возвращая их обратно на доработку искусственного интеллекта, что затем улучшает эффективность обнаружение кибератак.
Наконец, необходимо строгое разделение социальной работы. Несмотря на нашу тенденцию не любить роботов в социальном контексте, аутсорсинг некоторых социальных взаимодействий с роботами может уменьшить выгорание на рабочих местах, которые требуют управления эмоциями других. Например, исследования показывают, что автоматизированные системы обслуживания клиентов могут эффективно направлять клиентов к операторам-людям, управляя вызывающими наибольшую концентрацию негативных эмоций у людей частями вызова, такими как аутентификация пользователей, которые могут освободить сотрудников-людей для решения более существенных проблем.
Машины уже проникли в мельчайшие аспекты нашей жизни, и мы должны научиться сосуществовать с ними. Рассматривая этику этого нового сосуществования, самое лучшее, что мы можем сделать, – это продолжать принимать и ценить человечество, напоминая себе, что по мере развития технологий, искусственный интеллект всегда будет учиться у нас, а не наоборот.
По материалам www.edition.cnn.com