В рамках заседания комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи пять министерств и ведомств, включая Минкомсвязи, Россвязь, Роскомнадзор, Федеральную службу по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) и Федеральную службу охраны (ФСО), заявили о концептуальной поддержке законопроекта, ориентированного на обеспечение устойчивости Рунета в случае отключения от глобальной инфраструктуры интернета. Документ был разработан депутатом ГД Андреем Луговым, главой комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству Андреем Клишасом и его заместителем Людмилой Боковой.
В частности, в Минкомсвязи заявили о поддержке законопроекта без существенных возражений.
«Концептуально по целеполаганию Минкомсвязь и другие федеральные органы исполнительной власти, которые предоставили свои заключения по этому поводу, законопроект поддерживают. (…) Мы четко понимаем, что сейчас интернет и в целом система связи настолько внедрена в социальную сферу нашего общества, насколько сильно влияет на промышленный потенциал государства, на различные экономические связи, что государство просто не имеет права, не может себе позволить делать так, чтобы сам интернет, другие элементы системы связи общего пользования РФ оставались без должного управления, без должного контроля», - рассказал замглавы Минкомсвязи Олег Иванов.
Замглавы Роскомнадзора Александр Панков сообщил, что у его ведомства концептуальных возражений по данному законопроекту нет, пишет ТАСС, уточнив, что в дальнейшем могут быть сделаны технические правки в рабочем порядке.
В Россвязи, ФСТЭК и ФСО поддерживают документ в представленной редакции. Впрочем, представители ведомств уточнили, что ко второму чтению в документ можно будет внести определенные технические правки.
«Стоит помнить, что интернет — это содружество сетей общего пользования. Считать интернет единой инфраструктурой, которой можно управлять из одной точки — это первичное и глобальное заблуждение любого законотворчества. Образно интернет можно сравнить с мозгом, и отрезать часть интернета — всё равно что отрезать часть организма. Если представить себе, что по какой-либо причине по периметру Российской Федерации больше не будет ни одного оптико-волоконного (трансграничного) кабеля, который передаёт данные из России в другие страны, то 90% сервисов работать не будут, независимо от их масштабов.
Интернет делится на физическую часть — кабельная инфраструктура, серверная инфраструктура, и программную часть, которая в общей системе перепутана гораздо больше, чем физическая. Если Российская часть сети будет отключена от мировой, то мы в привычном виде не сможем пользоваться ничем. Разве что государственными системами, сделанными корректно. Мы не знаем, проводил ли кто-то такой аудит и насколько корректно они сделаны. За исключением действительно защищённых систем, которые используются специализированными органами власти.
Комплекс мер, который нужно будет предусмотреть операторам связи и участникам инфраструктуры Интернета приведёт к тому, что мы получим методологию схожую с интернет-сегментом Китая: именно он является прародителем того, что сейчас написано в законе. Это прямолинейно прослеживается в тексте».