Штраф в размере 4,34 млрд евро (5 млрд долларов США), наложенный Еврокомиссией, является последним залпом в продолжительной битве между Google и регулирующими органами в Брюсселе, которые инициировали проведение уже трех антимонопольных расследований против компании.
Штраф может быть и рекордный, но даже такая сумма не представляет особой проблемы для Google. И штраф, конечно же, не приведет к тому, что европейцы перестанут любить популярную операционную систему Google или ее вездесущие приложения для смартфонов.
«Google может выплатить [штраф] без никаких трудностей», - сказал Ричард Виндзор, основатель исследовательской фирмы Radio Free Mobile.
Комиссия также обязала Google предоставить производителям больше свободы при выборе приложений для Android-смартфонов. Но вряд ли это приведет драматические изменения на европейском рынке, где около 80% смартфонов используют именно их операционную систему.
Google придется прекратить предварительную загрузку приложений Android на телефоны, но Gmail, YouTube, Maps и Chrome стали настолько важными, что клиенты обязательно будут искать и устанавливать их самостоятельно.
«Большинство пользователей уже полностью «подсели» на сервисы Google. Они все равно будут загружать привычные приложения», - сказал Виндзор, добавив, что это решение было бы более эффективным, если бы было вынесено лет пять назад.
Марк Паттерсон, эксперт в области антимонопольного права и профессор права в Университете Фордхэма, сказал, что наибольшая победа для Google заключается в том, что Комиссия не вынудила компанию делиться пользовательскими данными, составляющими основу своего бизнеса.
«Эти данные являются реальной основой успеха бизнеса компании, причем далеко не факт, что подобное решение позволило бы даже фирме с ресурсами Amazon, у которой есть своя, но отличающаяся база данных, стать эффективным конкурентом Google».
Тем не менее, это решение может стимулировать других разработчиков чаще обращаться в регулирующие органы с жалобами на политику Google.
«Истцы, которые ранее даже не знали, сдвинется их дело когда-либо с мертвой точки, теперь будут чувствовать себя более уверенно, бросая вызов Google», - сказал Николас Пети, профессор Льежского университета, и приглашенный сотрудник в Институте Гувера в Стэнфорде.
Он сказал, что создатели контента могут также повоевать с Google за право интеллектуальной собственности.
«Google – это компания, имеющая множество врагов, в том числе в Соединенных Штатах», - сказал он. «Многие люди будут склонны рассматривать это решение как форму дискриминационного, протекционистского поведения со стороны Европейского союза, но ... жалобы часто поступают и от американских компаний».
В Google заявили, что компания могла бы обжаловать это решение.
«Android предоставляет больше выбора для всех, а никак не меньше», - говорится в заявлении. «Динамичность, быстрые обновления и более низкие цены являются классическими признаками надежной конкуренции».
Вечный ответчик
Комиссия уже почти десять лет борется с Google на нескольких фронтах одновременно. В прошлом году на компанию наложили рекордную на тот момент сумму штрафа в 2,4 миллиарда евро (2,8 миллиарда долларов) за использование своей поисковой системы для неправомерного перенаправления потребителей на собственную торговую платформу.
Третий случай, который все еще расследуется, включает изучение правомерности использования службы размещения рекламы Google AdSense.
Apple, Amazon и Facebook также были наказаны европейскими регулирующимииорганами в последние годы, что привело к заявлениям, что американские компании стали жертвами несправедливых обвинений.
Это обвинение опровергла глава Европейской антимонопольной комиссии Маргрет Вестагер.
«Независимо от политического контекста ... если вы нарушили антимонопольные правила Европы, наказание обязательно последует, в этом нет ничего удивительного», - сказала она журналистам.
В этом году компании Tech также были вынуждены привести свои операции в соответствие с Общим регламентом по защите данных, новым набором правил ЕС, которые дают потребителям гораздо больший контроль над их персональными данными. Также рассматриваются изменения в законодательстве об авторском праве, которые повлияют на разработчиков.
Google отреагировала, активизировав свои усилия по лоббированию своих интересов в Европейском союзе. Согласно официальным данным, компания потратила от 6,1 до 6,4 млн долларов на лоббирование в ЕС только в 2016 году. Это в сравнении с 700 000 долларов США в 2011 году.
Что дальше?
Некоторые европейцы хотят, чтобы регулирующие органы пошли гораздо дальше и, возможно, даже победили в борьбе с Google.
«Отделение поисковой системы Google от коммерческой деятельности компании необходимо для восстановления равных условий», - сказал Рамон Тремоза, член Европейского парламента.
Тремоза утверждает, что доминирование Google на рынке полностью перечеркнуло первоначальную цель его поисковой системы: отображать наиболее подходящие варианты.
«Google предоставляет преференциальный режим своим услугам ... или компаниям приходится платить больше, чтобы их контент отображался», - сказал он. «Это не лучший выбор для потребителей».
Новые тенденции
Аналитики говорят, что решение ЕС действительно может повлиять на общую ситуацию на рынке.
Поскольку многие контракты Google с производителями смартфонов являются глобальными, вынесенное решение может заставить компанию изменить свою стратегию в других странах, включая Африку.
Например, производители телефонов и операторы выходят на рынок Африки с устройствами, на которых предустановлен только Google Play, но нет других сервисов Google. Это дает возможность пользователям попробовать различные услуги, прежде чем полностью подключиться к Google.
По материалам www.money.cnn.com