Компании, которые хотят оптимизировать свой бизнес или сэкономить средства, вряд ли смогут отказаться от искусственного интеллекта в будущем. Компьютер, схожий с человеческим разумом, сможет сохранять знания, полученные из опыта, и затем самостоятельно находить решения новых неизвестных ранее проблем. Для этого компьютерная программа анализирует образцы и использует алгоритмы самообучения, пытается распознать определенные шаблоны и закономерности в данных.
Системы ИИ, без сомнения, чрезвычайно полезны
Мир становится все более сложным, что означает, что требуется продуманное и разумное использование человеческих ресурсов. Именно здесь могут помочь высокоинтеллектуальные компьютерные системы. Это также относится к любым сферам, требующим интеллектуальных вложений. Недостатком ИИ является то, что развитие возможностей умных машин – это то, что пугает многих людей, которые утверждают, что интеллект – это нечто уникальное, что отличает homo sapiens от машин.
Создание искусственной копии человека и связанные с этим сложности не новы. Проблема воспроизведения интеллекта и подражания человеческому мышлению обсуждается достаточно давно.
Экономисты ожидают, что эта технология значительно повысит общую эффективность экономики. Предыдущие исследования были ограничены изучением влияния интеллектуальной автоматизации, например, когда машины на предприятиях связаны в общую сеть или когда автономные транспортные средства перевозят грузы или людей без водителей. Однако это мнение не учитывает других стимулирующих экономический рост аспектов использования интеллектуальных систем: искусственный интеллект будет поддерживать людей в их работе и сделает ее более продуктивной.
Экономический рост через ИИ
Согласно недавнему исследованию консалтинговой фирмы «Accenture», искусственный интеллект предоставит экономике огромный рывок роста. Многие рабочие процессы станут более эффективными, и сотрудники смогут больше сосредоточиться на задачах с высокой добавленной стоимостью, поскольку машины и программы позаботятся о многих рутинных процессах, ранее выполнявшихся не только работниками конвейера, но и работниками интеллектуального труда. Согласно другому исследованию международной консалтинговой компании «McKinsey», глобальный рынок услуг ИИ имеет ежегодные темпы роста до 25% и, по прогнозам, к 2025 году будет стоить около 125 миллиардов евро.
Обучение машин становится все более популярным. Хотя программы самообучения можно было найти только в университетах, научно-исследовательских институтах и некоторых технологических компаниях вплоть до нескольких лет назад, в настоящее время они находят свой путь к обычным продуктам и решениям. Наша повседневная жизнь и работа все чаще определяются интеллектуальными программами, которые учатся на основе данных и экстраполируются из того, что они узнали.
Распознавание речи на мобильных телефонах, например, в основном контролируется алгоритмами машинного обучения, подобно фильтрам спама на ПК и ноутбуках или распознаванию лиц при управлении фотографиями. Мы часто общаемся с системами обучения, не осознавая этого, например, через персонализированную онлайн-рекламу. Все больше и больше компаний признают ценность машинного обучения, когда речь идет об оптимизации своего бизнеса и снижении затрат.
Какая работа останется людям?
Хотя роботы могут использовать коммуникацию, оценивать ситуацию и мыслить самостоятельно, ограничения будут даже здесь. Все еще будет потребность в высококвалифицированных специалистах, таких как инженеры, архитекторы или судьи. Кроме того, задачи, в которых ловкость остается за пределами пальцев робота, останутся в обозримом будущем.
Машины не могут заменить эмоциональный интеллект человека. Профессии, которые требуют социальных навыков или творчества или представляют собой высококачественное персональное обслуживание, не могут быть заменены ИИ.
Конечно, некоторые профессии исчезнут полностью, и во многих областях требования сильно изменятся. Однако пока не нужно паниковать.
Потребуется гибкость
Технические компании, такие как «Apple» и «Microsoft», хотят автоматизировать как можно больше рабочих процессов с помощью обучающихся машин.
Уже завтра, работникам придется быть более гибкими, поскольку в будущем человеку придется адаптироваться к компьютеру, а не наоборот.
Сотрудникам придется приспосабливаться к более гибким методам работы: фиксация в постоянном месте в течение длительного времени больше не потребуется. С одной стороны, это подразумевает большую гибкость и свободу, но, с другой стороны, взаимодействие и личное время будут смешиваться.
В дополнение к техническим знаниям, специалисты и управленческий персонал должны будут иметь более глубокие знания процессов, и иметь более высокую готовность проходить независимую и постоянную подготовку по соответствующим технологиям. Кроме того, основным требованием будет хорошее понимание всех вопросов, связанных с безопасностью, относящихся к ИТ-технологиям и правовой безопасности.
Новая карьера в ИТ
По словам Бернхарда Роледера, управляющего директора ассоциации «BITKOM», будут созданы новые, захватывающие и сложные рабочие места. Тем не менее, они потребуют хорошего образования и предлагают большой объем творческой свободы и ответственности.
Число работников с квалификацией низкого уровня сократится, но персонал с соответственно высокими, в основном цифровыми навыками, уже теперь пользуется большим спросом. Число сотрудников в ИТ-индустрии постоянно растет в течение многих лет, равно как и количество вакансий в этом секторе, которые трудно заполнить.
И еще один момент: даже если искусственный интеллект означает, что мы говорим об обучающихся роботах, гармоничное сочетание машинного и человеческого интеллекта, работающего как единое целое, требуется для разработки теорий и решения новых задач. Работая на основе существующих данных, можно разрабатывать успешные бизнес-идеи, будь то в виде продуктов, процессов или новых бизнес-моделей на основе уже имеющихся данных.
По материалам www.hrtechnologist.com