Глобальный спрос на нефть, вероятно, будет полностью удовлетворен в конце 2030-х годов, главным образом из-за роста количества электрических автомобилей и грузовиков, сообщила компания ВР в своем прогнозе во вторник.
BP прогнозирует, что 320 миллионов электромобилей выйдут на дороги к 2040 году, по сравнению с примерно 2 миллионами в 2016 году. Компания считает, что использование электричества переломит ситуацию и действительно выйдет на первое место после 2035 года.
Данный прогноз является еще одним свидетельством резкого изменения спроса на нефтепродукты. И разговоры о пиковой потребности в нефти от одного из крупнейших мировых производителей, показывают, насколько сильно изменилось положение на энергетическом рынке, как и отношение к использованию невосполнимых природных ресурсов.
Десять лет назад люди были обеспокоены противоположной проблемой: насколько много нефти можно будет откачивать из-под земли. Эти страхи стали одной из основных причин резкого роста цен до 147 долларов за баррель.
И все же, мир сейчас использует огромное количество нефти. Избыточный запас, обусловленный в значительной степени революцией в области добычи сланцевой нефти в США, заставил ОПЕК и Россию значительно сократить добычу в минувшем году.
Эти колебания на рынке показывают, как трудно предсказать будущее в быстро меняющейся энергетической отрасли. British Petroleum признала, что ее прогнозы считаются «одним из наиболее вероятных сценариев». Главный прогноз – сценарий «эволюционного перехода», предполагает, что государственная политика, развитие технологий и изменяющиеся социальные предпочтения будут развиваться аналогично тому, что уже началось в недавнем прошлом.
Прогноз BP по снижению спроса на нефть к 2040 году отличается от прогноза ОПЕК о будущем отрасли, который утверждает, что глобальный спрос на нефть будет расти до 2040 года.
Но даже ОПЕК признала, что потребность в нефти будет снижаться из-за замедления экономического роста, повышения цен на нефть и энергоэффективности, а также сильной конкуренции со стороны других источников энергии.
Другой нефтяной гигант Royal Dutch Shell (RDSA) предсказал, что пиковый спрос на нефть может наступить уже в течение 15 лет: «Когда наступит ключевой момент – никто не знает. Невозможно с точностью предсказать, когда мы достигнем пикового спроса на нефть», - сказал Мэтт Смит, директор по исследованиям спроса в ClipperData.
Основным фактором будет преобразование автомобильной промышленности, которая является главным потребителем нефти.
Продажи электромобилей во главе с Tesla (TSLA) и Chevrolet Bolt, значительно выросли за последние годы. Хотя, по данным Международного энергетического агентства, электромобили по-прежнему составляет всего 0,2% от общего числа пассажирских автомобилей.
Тем не менее, автопроизводители, такие как Ford (F), Volkswagen (VLKAF) и Honda (HMC), объявили о честолюбивых целях по увеличению продаж электрических автомобилей. Этот толчок был поддержан запретами в Европе на использование двигателей внутреннего сгорания. Норвегия, Франция, Германия и США уже заявили о поэтапном отказе от транспортных средств, работающих исключительно на ископаемом топливе.
За прошедший год BP стала намного более оптимистичной по поводу развития электрических автомобилей. В настоящее время нефтяная компания ожидает, что к 2035 году на дорогах будет задействовано 190 миллионов электромобилей, тогда как сегодня около – всего около 2 миллионов. Прогноз прошлого года указывал на гораздо более скромные 100 миллионов электромобилей к 2035 году.
К 2040 году BP ожидает, что нефть будет составлять только 85% от общего объема спроса на топливо для транспорта, по сравнению с 94% сегодня. Ожидается, что альтернативные виды топлива будут «проникать в транспортную систему», а традиционные транспортные средства станут значительно более эффективными, а это означает, что они будут потреблять гораздо меньше бензина.
BP признала, что будущую популярность электромобилей «трудно предсказать с какой-либо определенностью», потому что это зависит от таких факторов, как государственная политика, развитие технологий и социальных предпочтений.
В отличие от своих американских коллег, крупные европейские нефтяные компании все чаще вкладывают свои деньги в развитие альтернативных источников энергии, делая ставки на электромобили.
В прошлом году Shell приобрела NewMotion, один из крупнейших в Европе поставщиков электромобилей. Приобретение – «форма диверсификации», - сказал тогда вице-президент Shell по новым видам топлива.
Совсем недавно BP сделала ставку в 5 миллионов долларов на FreeWire, создателя мобильных систем быстрой зарядки для электромобилей. BP даже заявила, что разместит зарядные устройства FreeWire на своих АЗС в Европе в течение 2018 года.
Прогноз BP, касающийся пикового спроса на нефть, предполагает, что другим нефтяным компаниям, возможно, понадобится также хеджировать свои ставки в будущем.
По материалам www.money.cnn.com