В правительстве РФ заговорили об очередном «налоге на Google», ориентированном на иностранные компании, изучающие поведение российских пользователей в Интернете. Об этом сообщило издание «Ведомости», ссылаясь на участников совещания вице-премьера Дмитрия Чернышенко с представителями сектора IT.
Согласно новому «цифровому налогу», являющемуся элементом второго пакета мер оказания помощи IT-отрасли, компании, которые в своих целях собирают данные граждан РФ и запускают рекламу в России, должны вносить отдельную плату. Поступившие таким образом средства предназначаются для содействия развитию отечественной индустрии информационных технологий. Решение по этой инициативе будет принято примерно в середине 2021 г.
В ходе рабочей встречи с вице-премьером поднимался и вопрос о рациональности перераспределения средств от оплаты НДС зарубежными организациями на оказание услуг в электронной форме («налог на Google», датируемый 2017 г.). Этот налог нацелен на цифровые компании, удаленно реализующие на территории России базы данных, программное обеспечение и игры.
Известно, что бюджет уже не позволяет увеличить помощь и льготы для российских «айтишников», что и привело к поиску новых возможностей.
Насколько эффективной мерой поддержки IT-отрасли может стать новый «налог на Google»?
Государство давно называет ИТ-отрасль одним из локомотивов экономики, ищет и применяет различные инструменты для ее поддержки – налоговые льготы, субсидии, нефинансовые меры для приоритезации (например, реестр ПО). Отечественные ИТ-решения достигли высокого уровня технологической зрелости, они вполне конкурентоспособны, однако и для их дальнейшего развития, и для продвижения даже на российском рыке требуются значительные средства. Дело в том, что на нашем ИТ-рынке уровень рентабельности небольшой, очень высоки затраты на фонд оплаты труда, поэтому отечественным ИТ-компаниям достаточно трудно внедрять новые разработки, инвестировать деньги в новые технологии с высоким риском. «Цифровой налог» мог бы стать инструментом для хотя бы частичного выравнивания возможностей мировых гигантов и отечественных разработчиков аналогичных продуктов, особенно если сравнивать условия работы российских разработчиков с ИТ-компаниями, которые зарегистрированы в оффшорных юрисдикциях.
Пойдут ли иностранные компании на это или предпочтут уйти с российского рынка?
Есть уже устоявшееся определение, что данные – это новая нефть. И хотя наш рынок не является приоритетным для компаний уровня Google, вероятность ухода тех, кто уже здесь работает, - весьма мала. Если говорить конкретно об ИТ-компаниях, основой выручки у которых является интернет-реклама, то для таких игроков новый налог вряд ли окажет существенное влияние на прибыльность от монетизации данных россиян, которые компании собирают и используют при формировании рекламной политики. Все в конечном итоге будет определяться размерами этих новых налоговых изъятий и тем, насколько жестким будет налоговое администрирование игроков, которые подпадут под действие предполагаемого нового регулирования.