Как уведомил Александр Жуков, заместитель председателя Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации, комиссия Правительства по законопроектной деятельности утвердила проект закона, предусматривающий уменьшение налогов, оплачиваемых представителями сектора информационных технологий, а также усовершенствование процесса закупки (источник: ПРАЙМ).
В частности, народный избранник сообщил следующее: «Сегодня на комиссии правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности одобрен для дальнейшего рассмотрения на заседании правительства законопроект, касающийся сокращения налоговой нагрузки на IT-компании».
Согласно новой инициативе, тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для представителей сферы IT должен быть уменьшен до 6 процентов (на данном этапе этот показатель составляет 8 процентов). Новые требования должны, предположительно, вступить в силу с текущего года, действовать бессрочно и распространяться на компании, занятые в области разработки изделий электронной компонентной базы, а также электронной и радиоэлектронной продукции.
Безусловно сокращение налоговой нагрузки (в виде льготных тарифов по страховым взносам) для IT-компаний очень важно и актуально, особенно на стадии формирования т.н. «цифровой экономики». Однако одного этого недостаточно, так как «цифровая экономика» это не только и не столько IT-компании, а прежде всего - научные разработки и производственная деятельность.
В этой связи, для реального развития «цифровой экономики» целесообразно расширить перечень кодов ОКВЭД, которые относятся к сфере «цифровой экономики» и в отношении которых возможно применении пониженных тарифов страховых взносов (и возможно в дальнейшем также нулевой ставки по НДС), в том числе добавить следующие виды деятельности:
- «Научные исследования и разработки», в том числе: «Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук (в части исследований и разработок математических алгоритмов (моделей) для «Искусственного интеллекта») и «Научные исследования и разработки в области защиты информации»;
- «Производство прочих приборов, датчиков, аппаратуры и инструментов для измерения, контроля и испытаний» (относящихся к приборам «Интернета вещей» / IoT);
- «Производство охранно-пожарной сигнализации и аналогичных приборов» (относящихся к приборам «Интернета вещей» / IoT);
- «Производство подъемно-транспортного оборудования», в части производства промышленных роботов (машины и оборудование, использующие технологии «Искусственного интеллекта»/AI);
- «Производство компьютеров, электронных и оптических изделий»;
- «Производство коммуникационного оборудования» (для сетей связи нового поколения (5G и выше).
Кроме того, одобренные Правительством России льготы будут распространяться только не те организации, которые или аккредитованы Минцифры России (IT-компании), или включены в реестр организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции, ведение которого будет осуществляться Минпромторгом России.
Вместе с тем, в соответствии со Статьей 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Федерального закона Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". При этом деятельность в области информационных технологий в соответствии со статьей 19 данного федерального закона не относится к целям, для достижения которых могут быть предоставлены государственные или муниципальные преференции.
Создание системы государственной аккредитаций ИТ-компаний для получения налоговых преференций является формой ограничения конкуренции и предоставления государственных преференций и, тем самым, противоречит указанным выше нормам Федерального закона "О защите конкуренции".
Аналогично, реестр организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции, которые будет вести Минпромторг России, будет также нарушать с статью 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
С моей точки зрения, вместо государственной аккредитаций ИТ-компаний в Минкомсвязи России и ведения реестра в Минпромторге России для оказания мер государственной поддержки более целесообразно воспользоваться опытом и применить механизм, который используется в системе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а именно: на основе данных ФНС России сформировать открытый реестр юридических лиц и ИП, основным видом деятельности которых является деятельность в сфере «цифровой экономики» (все возможные коды ОКВЭД в сфере научных разработок, прикладных разработок, выпуска, издания и производства программного обеспечения, программных продуктов, баз данных и информационных ресурсов).