На портале проектов нормативных правовых актов обнародован законопроект, разработанный Минфином, о включении в Налоговый кодекс РФ неналоговых платежей. В частности, речь идет о пяти платежах: утилизационный сбор, экологических сбор, сбор с операторов сети связи общего пользования, сбор за использование автомобильных дорог федерального значения и гостиничный сбор.
Последний, согласно документу ведомства, заменит курортный сбор, который сейчас действует в экспериментальном режиме в четырех регионах России. В Минфине полагают, что гостиничный сбор поспособствует пополнению местных бюджетов. Сбор в бюджет будет поступать от физлиц и организаций, предоставляющих услуги по временному размещению туристов (гостиницы, санатории и т.д.).
Размер платежей будут определять органы местного самоуправления, но он не должен превышать 100 рублей с человека в день. Ставка будет зависеть от таких критериев, как сезонность, местонахождение и категория объекта размещения.
Как следует из законопроекта, гостиничный сбор может быть введен после 1 января 2023 года. Участники туристического и гостиничного сообщества с опасением встретили инициативу Минфина, пишет РБК. По их мнению, введение дополнительного платежа спровоцирует сокращение внутреннего и въездного туризма в РФ.
По Вашему мнению, стоит ли вводить гостиничный сбор с туристов? Как это может повлиять на туротрасль в РФ? Рассматривая идею введения гостиничного налога взамен курортного сбора, необходимо вспомнить, что введение последнего в четырех регионах нашей страны получил не самые лестные отзывы как от предпринимателей, так и самих туристов. По-прежнему остаются вопросы, связанные с тем, как определить с какой целью приехал турист в регион: отдыхать или работать, навестить семью или поступать в ВУЗ? Как осуществлять контроль за сбором данного налога, с учетом большого числа самостоятельных путешествий, предполагающих палаточное размещение? Почему турист должен платить курортный сбор за услуги, которые являются некачественными? В случае ввода гостиничного сбора с туристов гостиничными предприятиями и другими средствами размещения, скорее всего, мы столкнемся с аналогичными проблемами.
В настоящее время, в условиях экономического кризиса, и, по-прежнему, невысокого уровня качества гостиничных услуг в регионах, российский турист не готов переплачивать за проживание. Если баланс цены и качества будет не соответствовать, то это приведет в какой-то степени к снижению количества туристических поездок, и, как следствие, к снижению заполняемости номерного фонда гостиничных предприятий. Туристы будут искать возможность размещаться в съемных квартирах, домах и апартаментах, либо будут рассматривать возможность отдыха за рубежом, где они получат более качественные услуги по аналогичной цене.
Безусловно, введение гостиничного налога, люксовыми гостиничными брендами, скорее всего, не повлияет на спрос, так как их потенциальный гость готов платить за свое проживание, и выплата лишних 100 рублей не будет для них значимым моментом при проживании. Однако данный сегмент в меньшей степени представлен на отечественном гостиничном рынке.
В итоге можно заключить, что введение гостиничного налога преждевременно обсуждать, не решив проблему с развитием гостиничного рынка в регионах страны, повышением качества предоставляемых услуг, а также подготовкой клиентоориентированного персонала.
По Вашему мнению, стоит ли вводить гостиничный сбор с туристов? Как это может повлиять на туротрасль в РФ?
Ранее во вторник сообщалось, что Минфин РФ предложил ввести с 2023 года гостиничный сбор вместо курортного, который в 2018-2022 годах взимается в порядке эксперимента с туристов с пользование курортной инфраструктурой в Алтайском, Краснодарском, Ставропольском краях и в Крыму. Плательщиками нового сбора признаются организации и физические лица, которые осуществляют "деятельность по предоставлению гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания физических лиц в гостиницах и иных средствах размещения".
С одной стороны, введение гостиничного сбора, который предлагает Минфин РФ, позволит собрать дополнительные средства для улучшения инфраструктуры городов и благоустройства популярных у туристов мест, однако может "ударить" по карману некоторых путешественников, по мнению представителей региональных властей и отрасли. Часть экспертов считают, что вводить такой сбор рано, чтобы не отпугнуть туриста, другие предлагают при формировании размера гостиничного сбора учитывать "звездность" гостиниц.
Ситуация противоречивая. С одной стороны, безусловно, это повлияет на цены. Рост стоимости путешествий по России может достигать 10-15%. Любой экскурсионный тур не в Москву и Петербург на три дня, он стоит порядка 15 тыс. на семью из трех человек без транспорта. Сбор при максимальной ставке составит 900 рублей. Если взять путешествие на курорт, где семья проводит неделю, за троих придется заплатить уже 2,1 тыс. рублей. Представители туристической отрасли опасаются снижения спроса из-за подорожания гостиничных услуг, в стоимость которых будет включен гостиничный сбор. По мнению С. Шпилько гостиницы, то они уже вздохнуть не могут от налогов на землю, имущество, от НДС, который теперь составляет 20%, при том что в странах Евросоюза налог в среднем составляет 10,5%.
С другой стороны, гостиничный сбор позволит улучшить статистику и увидеть вклад туризма в экономику региона, пойдет на развитие инфраструктуры в регионах. Хотя курортный сбор дает недостаточную сумму, а при гостиничном сборе, регионы могут значительно потерять клиентов. Необходима грамотная поддержка со стороны государства.
Напомним, что в июле 2017 года в России был принят закон о введении курортного сбора. С 1 мая 2018 года сбор взимают в экспериментальном режиме с туристов, останавливающихся в гостиницах, санаториях и других объектах размещения, в некоторых курортных городах Алтайского и Ставропольского краев, с 16 июля – в Краснодарском крае. С 1 мая 2019 года курортный сбор начнут взимать в Крыму.
В Сочи в 2018 году общая сумма курортного собранного сбора составила 122 млн. рублей при ставке 10 рублей в сутки с человека. Ставропольский край получил в бюджет в прошлом году порядка 187 млн. рублей от курортного сбора, Краснодарский – более 109 млн, Алтайский — менее 16 млн.
Анализ инвестиционного потенциала, то на данный момент показал, что внутренний спрос в России оценивается в $100 млрд. Часть этого спроса уезжает за границу, и поставлена задача максимально создать условия, при которых сохранятся выездные потоки. По мнению вице-премьера О. Голодец, внутренний турпоток в России по итогам 2018 года составил около 60 млн. человек, при этом выездной — более 24 млн.
Минэкономразвития прогнозирует увеличение спроса в два раза больше, но он может быть не реализован из-за недостаточного количества и качества предложений. Также в настоящее время существующие туристические объекты и направления не полностью загружены. Одним из ключевых сдерживающих факторов является нехватка инвестиций в инфраструктуру.