Постановление фас северо-западного округа от 19.09.2005 n а66-11023/2004 суд отказал в признании незаконным постановления ифнс о взыскании налогов и пеней за счет имущества налогоплательщика, поскольку инспекция при вынесении оспариваемого постановления действовала в пределах своих полномочий с соблюдением налогового законодательства.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 2005 года Дело N
А66-11023/2004
Резолютивная часть
постановления объявлена 19 сентября 2005
года.
Полный текст постановления
изготовлен 19 сентября 2005 года.
Федеральный арбитражный суд
Северо-Западного округа в составе
председательствующего Ломакина С.А., судей
Никитушкиной Л.Л., Старченковой В.В., при
участии от Межрайонной инспекции
Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской
области Антиповой Ю.В. (доверенность от
17.01.2005 N 335/03-14) и Ефимовой Е.А. (доверенность
от 16.09.2005 N 27061/03-14), рассмотрев 19.09.2005 в
открытом судебном заседании кассационную
жалобу Кесовогорского районного
потребительского общества п. Кесова Гора
Тверской области на решение от 13.01.2005 (судья
Потапенко Г.Я.) и постановление
апелляционной инстанции от 31.05.2005 (судьи
Кожемятова Л.Н., Бажан О.М., Орлова В.А.)
Арбитражного суда Тверской области по делу
N А66-11023/2004,
УСТАНОВИЛ:
Кесовогорское
районное потребительское общество п.
Кесова Гора Тверской области (далее -
общество) обратилось в Арбитражный суд
Тверской области с заявлением о признании
незаконным постановления Межрайонной
инспекции Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам N 4 по Тверской
области (далее - инспекция) от 15.09.2004 N 154 о
взыскании налога (сбора), а также пеней за
счет имущества налогоплательщика.
Решением суда от 13.01.2005, оставленным без
изменения постановлением апелляционной
инстанции от 31.05.2005, в удовлетворении
заявленных обществом требований
отказано.
В кассационной жалобе
общество, ссылаясь на неправильное
применение судами первой и апелляционной
инстанций норм материального и
процессуального права, несоответствие
выводов судебных инстанций
обстоятельствам дела, просит принять по
делу новый судебный акт. По мнению подателя
жалобы, сумма подлежащих уплате налогов и
пеней, указанных в требованиях об уплате
налога, меньше, чем сумма, указанная в
решении о взыскании налога за счет
имущества налогоплательщика. Кроме того,
общество считает, что инспекцией нарушен
пункт 3 статьи 46 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - НК РФ).
В
судебном заседании представитель
инспекции возражал против удовлетворения
кассационной жалобы, считая принятые по
делу судебные акты законными и
обоснованными.
Общество о времени и
месте слушания дела извещено надлежащим
образом, однако представитель в суд не
явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в
его отсутствие.
В связи с
реорганизацией налоговых органов суд
кассационной инстанции в порядке статьи 48
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации произвел замену
Межрайонной инспекции Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам N 4
по Тверской области на Межрайонную
инспекцию Федеральной налоговой службы N 4
по Тверской области.
Законность
обжалуемых судебных актов проверена в
кассационном порядке.
Как видно из
материалов дела, инспекция направила
обществу требования от 27.07.2004 N 1616 и от 13.08.2004
N 2235 об уплате налогов и пеней в срок до
23.08.2004 и 09.08.2004 соответственно. Требование от
13.08.2004 N 2235 подписано руководителем
налогового органа 27.07.2004 и направлено
налогоплательщику 28.07.2004 (исходящий N
15429/4).
Поскольку общество не исполнило
названные требования в указанные в них
сроки, инспекция приняла решения от 01.09.2004 N
879 и N 882 о взыскании указанных в требованиях
сумм задолженности за счет денежных
средств налогоплательщика, находящихся на
его счетах в банках. Названные решения
приняты в пределах срока, установленного
пунктом 3 статьи 46 НК РФ, и доведены до
сведения налогоплательщика в порядке,
установленном абзацем 2 пункта 3 статьи 46 НК
РФ, что подтверждается представленными
инспекцией в судебное заседание реестрами
заказных отправлений (листы дела 82, 85, 88,
92).
Инспекцией 01.09.2004 было вынесено
решение N 265 о приостановлении операций по
счетам налогоплательщика в банке в связи с
нарушением им требований статей 23 и 45 НК РФ
(неисполнением обязанности по уплате
налога после истечения срока исполнения
требования от 27.07.2004 N 1616).
В связи с
отсутствием денежных средств на счетах
налогоплательщика инспекция на основании
статей 31 и 47 НК РФ приняла решение от 15.09.2004 N
154 и вынесла постановление от 15.09.2004 N 154 о
взыскании налога (сбора), а также пеней за
счет имущества налогоплательщика в
пределах сумм, указанных в требовании от
27.07.2004 N 1616, и с учетом сумм, в отношении
которых произведено взыскание в
соответствии со статьей 46 НК РФ, в размере
308916 руб. 01 коп., в том числе 111780 руб. налогов и
197136 руб. 01 коп. пеней.
Инспекцией 11.10.2004
было вынесено решение N 85 о приостановлении
действия инкассовых поручений.
Общество не согласилось с постановлением
инспекции от 15.09.2004 N 154 и обжаловало его в
арбитражный суд.
Суды первой и
апелляционной инстанций, отказывая
обществу в удовлетворении заявленных
требований, исходили из того, что при
вынесении оспариваемого постановления
инспекция действовала в пределах своих
полномочий с соблюдением налогового
законодательства, суммы, указанные в
требованиях инспекции, подтверждены
представленными суду налоговыми
декларациями, расхождений в расчетах не
установлено.
Кассационная инстанция,
исследовав материалы дела, изучив доводы
кассационной жалобы, заслушав пояснения
представителей сторон, проверив
правильность применения судами первой и
апелляционной инстанций норм
материального и процессуального права, не
находит оснований для удовлетворения
жалобы общества.
В соответствии с
подпунктами 1 и 6 пункта 1 статьи 23 НК РФ
налогоплательщики обязаны уплачивать
законно установленные налоги и выполнять
законные требования налогового органа об
устранении выявленных нарушений
законодательства о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ
налогоплательщик обязан самостоятельно
исполнить обязанность по уплате налога в
срок, установленный законодательством о
налогах и сборах. Неисполнение или
ненадлежащее исполнение обязанности по
уплате налога является основанием для
направления налоговым органом
налогоплательщику требования об уплате
налога.
В силу пункта 1 статьи 69 НК РФ
требованием об уплате налога признается
направленное налогоплательщику письменное
извещение о неуплаченной сумме налога, а
также об обязанности уплатить в
установленный срок неуплаченную сумму
налога и соответствующие пени. Требование
об уплате налога считается полученным по
истечении шести дней с даты направления
заказного письма (абзац 2 пункта 6 статьи 69
НК РФ).
Согласно статье 70 НК РФ
требование об уплате налога должно быть
направлено налогоплательщику не позднее
трех месяцев после наступления срока
уплаты налога, если иное не предусмотрено
Налоговым кодексом Российской
Федерации.
В соответствии с подпунктом 7
пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы
обязаны направлять налогоплательщику или
налоговому агенту копии акта налоговой
проверки и решения налогового органа, а
также в случаях, предусмотренных Налоговым
кодексом Российской Федерации, налоговое
уведомление и требование об уплате
налога.
Исходя из буквального
толкования данной нормы права, налоговый
орган обязан направлять налогоплательщику
копию акта налоговой проверки (пункт 4
статьи 100 НК РФ) и копию решения налогового
органа, вынесенного по результатам
рассмотрения материалов проверки (пункт 5
статьи 101 и пункт 11 статьи 101.1 НК РФ). Статьи 69
и 70 НК РФ обязывают налоговый орган
направлять требование об уплате налога и
сбора, а абзац 2 статьи 52 НК РФ регулирует
вопросы, связанные с направлением
налогоплательщику налогового
уведомления.
Иные обязанности, помимо
перечисленных в статье 32 НК РФ, могут быть
возложены на налоговые органы лишь в
случаях, когда это прямо указано в
Налоговом кодексе Российской Федерации или
иных не противоречащих ему федеральных
законах.
В соответствии со статьей 45 НК
РФ в случае неуплаты или неполной уплаты
налога в установленный срок производится
взыскание налога за счет денежных средств,
находящихся на счетах налогоплательщика в
банке, в порядке, предусмотренном статьями
46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога
за счет иного имущества налогоплательщика
в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 НК
РФ.
Статьей 46 НК РФ предусмотрено, что в
случае неуплаты или неполной уплаты налога
в установленный срок обязанность по уплате
налога исполняется принудительно путем
обращения взыскания на денежные средства
налогоплательщика или налогового агента на
счетах в банках.
Взыскание налога
производится по решению налогового органа
путем направления в банк, в котором открыты
счета налогоплательщика или налогового
агента, инкассового поручения
(распоряжения) на списание и перечисление в
соответствующие бюджеты (внебюджетные
фонды) необходимых денежных средств со
счетов налогоплательщика или налогового
агента.
Решение о взыскании принимается
после истечения срока, установленного для
исполнения обязанности по уплате налога, но
не позднее 60 дней после истечения срока
исполнения требования об уплате налога.
Решение о взыскании налога и пеней за счет
денежных средств налогоплательщика,
находящихся на счетах в банках, доводится
до сведения налогоплательщика не позднее 5
дней после его вынесения.
Согласно
пункту 7 статьи 46 НК РФ при недостаточности
или отсутствии денежных средств на счетах
налогоплательщика (налогового агента) или
отсутствии информации о счетах
налогоплательщика (налогового агента)
налоговый орган вправе взыскать налог за
счет иного имущества налогоплательщика
(налогового агента) в соответствии со
статьей 47 НК РФ.
Статьей 47 НК РФ
установлено, что налоговый орган вправе в
случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46
НК РФ, обратить взыскание налога, пеней и
сбора за счет имущества, в том числе за счет
наличных денежных средств
налогоплательщика-организации, налогового
агента-организации, в пределах сумм,
указанных в требовании об уплате налога, и с
учетом сумм, в отношении которых
произведено взыскание в соответствии со
статьей 46 НК РФ.
Взыскание налога за
счет имущества
налогоплательщика-организации или
налогового агента-организации
производится по решению руководителя (его
заместителя) налогового органа. Взыскание
налога производится по решению
руководителя налогового органа путем
направления в течение трех дней с момента
вынесения такого решения соответствующего
постановления судебному
приставу-исполнителю для исполнения в
порядке, предусмотренном Федеральным
законом от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном
производстве".
Таким образом, статьей 47
НК РФ прямо не предусмотрено направление
налогоплательщику налоговым органом
решения руководителя (его заместителя) о
взыскании налога за счет имущества
налогоплательщика.
Судами первой и
апелляционной инстанций установлено и
материалами дела подтверждается, что
требования, решения и оспариваемое
постановление инспекции направлены
налоговым органом обществу своевременно
(листы дела 25, 82 - 90). Суммы, указанные в
требованиях инспекции, подтверждены
представленными суду налоговыми
декларациями, расхождений в расчетах не
установлено. Таким образом, права и
законные интересы общества не нарушены.
На стадии принудительного взыскания
налогов (сборов) и пеней за счет имущества
налогоплательщика соблюдение его прав и
законных интересов гарантируется
положениями Федерального закона от 21.07.1997 N
119-ФЗ "Об исполнительном производстве".
При таких обстоятельствах следует
признать, что инспекция при вынесении
оспариваемого заявителем постановления
действовала в пределах своих полномочий с
соблюдением налогового
законодательства.
Кроме того, доводы
общества, изложенные в кассационной жалобе,
по существу направлены на переоценку
фактических обстоятельств дела,
установленных судами первой и
апелляционной инстанций, что в силу статьи
286 и части 2 статьи 287 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации не допускается при рассмотрении
спора в суде кассационной инстанции.
Поскольку дело рассмотрено судами первой и
апелляционной инстанций полно и
всесторонне, нормы материального и
процессуального права не нарушены,
оснований для отмены принятых по делу
судебных актов не имеется.
Учитывая
изложенное и руководствуясь статьей 286,
пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации, Федеральный арбитражный суд
Северо-Западного
округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.01.2005 и
постановление апелляционной инстанции от
31.05.2005 Арбитражного суда Тверской области
по делу N А66-11023/2004 оставить без изменения, а
кассационную жалобу Кесовогорского
районного потребительского общества п.
Кесова Гора Тверской области - без
удовлетворения.
Председательствующий
ЛОМАКИН С.А.
Судьи
НИКИТУШКИНА Л.Л.
СТАРЧЕНКОВА В.В.