Специалисты из РАНХиГС пришли к выводу, что для балансировки бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) повышения пенсионного возраста недостаточно. Более эффективная мера – повышение минимального рабочего стажа для выхода на пенсию. Соответственно, необходимо поднять планку и по количеству пенсионных балов.
Предложение аналитиков на практике должно выглядеть так: с 2019 года стоит раз в 12 месяцев увеличивать на два года сроки минимального стажа пока этот показатель не достигнет 30 лет (с нынешних 7ми лет). Что касается пенсионных баллов, то их необходимо увеличивать по четыре каждый год пока показатель не достигнет 70 (с нынешних 11.4), пишут «Известия». Таким образом, к 2030 году численность граждан, получающих страховую пенсию, сократится на 1.1 млн человек.
В свою очередь, это позволит увеличить выплаты пенсионерам на 1.6% к указанному периоду, а к 2050 году – на 50%. В то же время государству удастся сэкономить более 185 млрд рублей для ПФР к 2030 году и более 1.4 трлн рублей – к 2050 году.
В Ассоциации негосударственных пенсионных фондов полагают, что меры, предложенные аналитиками РАНХиГС, действительно станут стимулом для балансировки бюджета ПФР, но вряд ли они создадут благоприятные условия для повышения выплат пенсионерам.
По Вашему мнению, что поможет сбалансировать бюджет ПФР: увеличение минимального стажа работы, повышение пенсионного возраста или?..
Придерживаюсь мнения, что увеличение стажа не позволит сбалансировать финансовые потоки ПФР, а эффект будет кратковременным. Ниже приводятся возможные меры, направленные на укрепление финансовой устойчивости ПФР и сокращение в долгосрочном периоде зависимости от межбюджетных трансфертов.
1. Разделение тарифов на обязательное пенсионное страхование и финансирование фиксированной выплаты. Поскольку страховой взнос включает в себя две части: страховую и фиксированный взнос, предлагается провести дифференциацию этих частей и отдельно устанавливать тариф на обязательное пенсионное страхование и на финансирование фиксированной выплаты. Источником финансирования фиксированной выплаты может стать новый взнос, доходы от которого будут направляться в ПФР и расходоваться целевым образом. База для начисления может быть аналогична базе для начисления страховых взносов. Такой шаг позволит реализовать в полной мере страховой принцип формирования пенсии, означающий взаимосвязь между трудовым вкладом гражданина и размером его пенсии.
2. Формирование резерва обязательного пенсионного страхования (по аналогии с резервом обязательной пенсионной системы Германии), который может находиться в довольно широком диапазоне от 20–150% от среднемесячного объема выплат пенсий, с целью как снижения колебаний в финансовых потоках Пенсионного фонда в течение года, так и последствий конъюнктурных колебаний. Резерв может пополняться за счет поступлений от страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в объеме, превышающем расходы на финансирование выплат страховых пенсий с учетом проведенных индексаций.
3. Регулярный пересмотр тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и финансирование фиксированной выплаты предлагается пересматривать в момент принятия бюджета ПФР в зависимости от величины пенсионного резерва на этот момент, понижая или увеличивая его размер.
4. Переход от льгот по уплате страховых взносов отдельными категориями работодателей к целевым субсидиям со стороны государства с целью стимулирования занятости в этих отраслях.
Предлагаемые мероприятия позволят обеспечить финансирование запланированных пенсионных выплат в полном объеме за счет внутренних источников финансирования и повысить сбалансированность финансовых потоков в пенсионной системе.