Сообщается, что Минфин уже направил в правительство проект «дорожной карты» по налогам для новых регионов России за подписью замминистра финансов Сергея Шаталова.
В частности, украинскую ставку НДС в 20% предлагается заменить российскими 18% и 10% (последняя действует для льготных категорий товаров) уже с 1 мая 2014 года. Крымские экономические агенты, подавшие заявку на возмещение НДС до 18 марта 2014 года, не смогут претендовать на получение денег и из российской госказны. С другой стороны, недоимку по НДС, накопившуюся у крымских компаний перед бюджетом Украины, российский Минфин готов простить.
13%-ная ставка НДФЛ начнет применяться для крымчан и севастопольцев с 1 апреля 2014 года, а ставка по налогу на прибыль для новых регионов повысится с 18 до 20%.
До конца июня Минфин, Минэкономики, Минюст и ФНС подготовят федеральный закон, необходимый для уплаты налогов в 2014 году, который станет переходным.
С какими трудностями сопряжена налоговая интеграция Крыма в РФ?
Самая меньшая из трудностей - это изменение ставок налогов: платить вместо 20% украинского НДС российский налог по ставке 18% несложно. То же самое касается и остальных налогов и сборов. Чуть большая сложность связана с организационными моментами, связанными с уплатой налогов: пока еще не созданы территориальные налоговые органы РФ на территории Крыма, нет утвержденных кодов налоговых органов для указания в бухгалтерской и налоговой отчетности, отсутствуют утвержденные коды ОКАТО и иные коды, необходимые для сдачи отчетности и уплаты налогов. То же самое касается территориальных органов внебюджетных фондов. Как следствие, пока невозможно поставить на налоговый учет обособленное подразделение "обычной" российской организации, созданное на территории Республики Крым, также невозможно зарегистрировать кассовый аппарат и т.п. Но это организационные сложности, они носят рабочий характер и безусловно преодолимы. По соответствующему федеральному конституционному закону территориальные органы всех органов государственной власти должны быть созданы на территории Республики Крым до 01 января 2015 года.
Главная сложность интеграции связана с тем, что почти 2 миллиона человек должны практически одномоментно "уйти" из знакомой и понятной им украинской правовой системы в иную, незнакомую им российскую правовую систему. Конечно, в общем российская и украинская правовые системы похожи, но в частностях, исключениях из общих правил - отличаются очень существенно. Особенно это касается налогового законодательства. Отличаются правила налогового администрирования, формы и содержание налоговой отчетности, нюансы формирования доходной и расходной части по налогу на прибыль и т.п. Сейчас всем крымским бухгалтерам и юристам придется "сесть за парты" и с нуля выучить весь Налоговый кодекс РФ, от 1-й до 398-й статьи. Кроме того, если НК РФ существует в виде единого доступного документа, сложнее с российской арбитражной практикой применения норм налогового законодательства, которая накопилась за 15 лет действия НК РФ. А есть еще практика Конституционного Суда РФ по толкованию налогового законодательства, письма Минфина РФ и ФНС РФ, которые также влияют на правила исчисления и уплаты налогов. А ошибки и нарушения налогоплательщиков будет оценивать Арбитражный суд Республики Крым, который пока не существует. Соответственно, неизвестно из кого он будет состоять и как его судьи будут применять российское налоговое законодательства. В итоге, крымские юристы и бухгалтеры сейчас - в "терра инкогнита", в неизвестности, когда вопросов у них значительно больше, чем ответов.
С какими трудностями будет сопряжена налоговая интеграция Крыма в РФ?
Адаптация Крыма к российской налоговой системе, конечно, будет достаточно затратным и трудоемким процессом. Ведь присоединение Крыма сопровождается интеграцией в иную правовую, экономическую, налоговую, бюджетную и пенсионную систему. Очевидно, потребуется привести законы Крыма в соответствие с российским законодательством, объединить социальные, экономические, налоговые и пенсионные системы, адаптировать документооборот, оперативно обеспечить информацией и разъяснениями о новых нормах налоговых отчислений, а также провести административные мероприятия, например, создать территориальные органы ФНС России на территории Крымской республики и многое другое. Крымским организациям, в свою очередь, необходимо будет оперативно изучить российское налоговое законодательство, изменить документооборот, провести инвентаризацию будущих доходов и расходов, подлежащих восстановлению или списанию, внести соответствующие изменения в учетную политику и тому прочее.
И, конечно же, налоговая интеграция Крыма, несомненно, приведет к бюджетным потерям федерального бюджета РФ. Например, как отметил Минфин, недоимку по НДС, накопившуюся у крымских компаний перед бюджетом Украины, он готов простить. Кроме того, федеральному бюджету придется финансировать организации пенсионного фонда, фондов социального и медицинского страхования, пока не будут накоплены соответствующие средства из текущих поступлений граждан и юридических лиц.