Предполагается, что минимальная цена патента составит 1-1,5 тыс. руб., но он может обойтись работодателям дороже, поскольку каждый регион сможет устанавливать свою цену. Срок действия патента планируется установить в пределах от 1 до 3 месяцев с возможным продлением максимум на год. При этом, патент будет действителен только в том регионе, в котором был приобретен.
Для получения патента необходимо будет пройти несколько процедур: получить страховку, ИНН, медсправки, а также сдать экзамен на знание русского языка. Для этих целей будут созданы региональные миграционные центры.
По данным ФМС, доля работающих в России иностранцев из «безвизовых» стран составляет около 80% от числа всех зарубежных работников.
Каковы положительные стороны введения патентов для трудовых мигрантов?
Возможные изменения в законодательстве приведут к порядку в системе отношений с мигрантами. Случай из нашей практики: за консультацией обратился заказчик. Ему необходимо было сделать отделочные работы в магазине. Оптимальный для себя вариант исполнителя (соотношение цена-качество) он нашел, но воспользоваться услугами не мог, услуги предлагал мигрант, у которого был патент. По законодательству, которое действует сейчас, юридическое лицо не имеет права заключить договор с мигрантом, который имеет патент, он может оказывать услуги только физическим лицам. Клиент был вынужден отказаться от услуг данного исполнителя, так как не нашел возможности легально заключить договор с ним.
В результате принятия данного законопроекта мигрант, имеющий патент, с наибольшей вероятностью найдет заработок. И то время, когда он находится на территории РФ, будет использовано по целевому назначению.
Государство получит налоги в бюджет, как следствие, социальные гарантии, которыми пользуются мигранты (например, полисы ОМС) находясь на территории России, будут компенсированы.
Как введение патентов для трудовых мигрантов отразится на рынке труда?
Масштаб привлечения иностранной рабочей силы на российский рынок труда определяется не столько регулирующими факторами, сколько текущим экономическим состоянием, от которого и зависит спрос на иностранные трудовые ресурсы, посредством которых работодателям удается компенсировать нехватку работников из числа российских граждан.
Ведение нового порядка регулирования привлечения иностранной рабочей силы путем распространения патентной системы, уже действующей с середины 2010 года в так называемом «частном секторе» у физических лиц, также для обеспечения производственно-коммерческой деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, при одновременном сворачивании дискредитировавшей себя так называемой «квотной системы», позволит, прежде всего, заметно сократить численность нелегальных мигрантов, которые сейчас трудятся без разрешений на работу у работодателей, не сумевших по каким-либо причинам добиться получения необходимой квоты. Теперь мигрантам будет достаточно оформить себе патент, осуществив оплату в виде фиксированного авансового платежа с учетом индексации на коэффициент, принятый в соответствующем субъекте Российской Федерации. Таким образом у субъекта Федерации появляется экономический механизм регулирования удовлетворения спроса на рынке труда за счет привлечения иностранной рабочей силы вместо пока еще действующего административного квотного механизма.
Каковы положительные и отрицательные стороны введения патентов?
Новый экономический механизм регулирования вряд ли существенно отразится на общей численности иностранной рабочей силы в Российской Федерации, определяемой суммарным количеством легальных и нелегальных трудовых мигрантов, но, как ожидается, заметно снизит нелегальную составляющую в пользу легальной. Многие мигранты смогут выйти из «тени» и легализоваться, упорядочится их налогообложение, повысится собираемость налогов на доходы физических лиц. Следует также ожидать спада коррупции в этой сфере, поскольку будет отменен административный, коррупционноемкий порядок формирования и распределения квот.
Разумное, взвешенное повышение субъектом Российской Федерации стоимости патентов за счет их индексации на определенный коэффициент позволит, с одной стороны, пополнять бюджет этого субъекта, и, с другой стороны, стимулировать работодателей к повышению производительности труда, снижению численности иностранных работников, ориентации на работников из числа граждан РФ. Конечно, в краткосрочной перспективе, переход от сравнительно «дешевых», неприхотливых иностранных работников на более «дорогих» местных жителей может привести к повышению стоимости производимых товаров и услуг, снижению конкурентоспособности, даже, возможно, к сворачиванию бизнеса какими-то предпринимателями, однако в средне- и долгосрочной перспективе уменьшение зависимости российского рынка труда от трудно предсказуемого притока иностранной рабочей силы должно привести к его оздоровлению и укреплению, формированию в Российской Федерации реального социально ответственного бизнеса.