В результате слияния судов будет сформирован Верховный суд РФ, как единый высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам, по разрешению экономических споров и по иным делам. В президентском правовом управлении не исключают, что со временем в связи со слиянием судов потребуется и «единый процессуальный кодекс», на основе которого будут решаться все гражданские, арбитражные и иные споры.
Однако необходимо понимать, что клиенты арбитражных судов – это предприниматели, тогда как к судам общей юрисдикции прибегают рядовые граждане. Единый подход к данным принципиально разным категориям лиц вряд ли возможен. В результате, ни одна из категорий субъектов, подпадающих под регулирование сферы гражданского права, не останется довольна.
Более того, уже сегодня солидные корпорации и бизнесмены предпочитают передавать свои споры на рассмотрение третейских институтов ЕС, но не оставаться в рамках российской юрисдикции.
Как вы прокомментируете объединение Верховного и Высшего арбитражного судов в рамках судебной реформы?
Если в начале реформы полгода назад можно было ожидать, что дело ограничится лишь формальным объединением судов с превращением нынешнего ВАСа в коллегию по экономическим спорам нового Верховного суда с сохранением ее относительной автономии и, если не всех, то хотя бы значительной части достижений арбитражного правосудия, то сейчас - с опубликованием пакета законов, детализирующих реформу, стало очевидно, что этим надеждам не суждено сбыться. Изменения в арбитражное процессуальное законодательство, призванные завершить реформу, изменяют процедуру пересмотра решений арбитражных судов в новом Верховном суде таким образом, что делают ее аналогичной процедуре, существующей в судах общей юрисдикции.
Эта новая процедура фактически отрезает тяжущихся от высшей судебной инстанции, обставляя рассмотрение дела в ней таким количеством условий, что их преодоление становится малореальным и во многом зависящим от случая (а значит - и от иных, с трудом поддающихся предсказанию факторов). Недаром Европейский Суд по правам человека до сих пор признает обращение в Высший Арбитражный Суд РФ эффективным средством судебной защиты, а обращение в ныне существующий Верховный Суд - не признает. Таким образом, проводимая реформа ухудшает возможности предпринимателей для защиты своих прав.
С другой стороны, эта реформа делает почти невозможным надзорное рассмотрение арбитражных дел и, тем самым, решительно прерывает активно проводившуюся последние годы работу ВАС по установлению единообразия судебной практики. Как следствие следует ожидать, что основанной акцент в этой работе сместится на практику окружных арбитражных судов, а значит, вполне вероятно, что по прошествии некоторого времени у нас появится десять разных практик - по числу арбитражных округов. Еще Ленин писал о недопустимости существования законности Тульской и Нижегородской и о необходимости одной законности на всей территории страны, проводимая же реформа ведет именно к тому, что в каждом округе будут рассматривать дела по-своему. Собственно говоря, практика судов общей юрисдикции, колеблющаяся от региона к региону, очень наглядно это демонстрирует.
Можно бы было назвать забавными такие последствия реформы, декларируемой целью которой было именно установление единообразия существенной практики, если бы она не вела к уменьшению определенности в правовом положении участников оборота, а через это - и к уменьшению привлекательности России в целом, как места для ведения экономической деятельности. Деньги любят тишину и спокойствие, а если в стране правила игры непредсказуемы, они предпочтут переместиться в другую страну.