«Всегда мы ожидали роста и роста, повышения и повышения цен на энергоносители. Они у нас держатся на хорошем уровне, но такого роста, как прежде, нет, и источник этот себя исчерпал, можно сказать», - посетовал президент и обратился с пожеланием к министру Минэкономразвития отчитаться о том, как идет работа по подготовке долгосрочного макроэкономического прогноза, включая определение резервов экономического развития.
Также МЭРу поручено представить доклад, о том какие существуют резервы для экономического роста, как идет разработка планов мероприятий по повышению производительности труда, решения проблем моногородов и закрытых административных территориальных образований (ЗАТО).
Как вы считаете, что необходимо взять за основу при разработке долгосрочного макроэкономического прогноза и определении резервов экономического развития?
Прежде всего, я бы не согласился с мнением Минэкономразвития России и других экономистов (которые писали доклад к совещанию), что рост цен на углеводороды перестал быть для нас источником экономического роста. Как раз наоборот – углеводороды остались у нас единственным источником для роста. Если бы не рост объемов добычи в прошлом году на 1,2% по нефти и на 1,5% по газу, а также высокий уровень цен на них, то темпы роста экономики у нас уже в 2013 году были бы отрицательными, а в стране был бы полноценный финансовый и экономический кризис.
Поэтому роль углеводородов по-прежнему высока, а сами они являются, и будут являться основой для разработки всех макроэкономических прогнозов и стратегий экономического развития еще как минимум 50-70 лет. Кроме того, по моему мнению, цены на углеводороды в среднесрочном периоде по-прежнему будут расти, вслед за ростом мировой экономики (на 3-4% в год), а в долгосрочном периоде их рост ускорится, но будет связан с другой причиной - дефицитом этих видов ресурсов, даже с учетом планируемой добычи сланцевых видов углеводородов.
В связи с этим Правительству необходимо сосредоточить свои усилия как на развитии сферы геологоразведки и стимулировании работы добывающих компаний на шельфе, так и на решении проблем с другими источниками экономического роста и устранением тех причин, которые привели к фактическому отсутствию влияния других источников на экономический рост.
До 2013 года этими факторами были в основном внутренние неблагоприятные условия для ведения бизнеса, связанные с административными барьерами, повышением налоговой нагрузки и перманентной коррупцией, а также денежно-кредитная политика Банка России, в результате которой уровень процентных ставок до сих пор не отвечает потребностям экономических субъектов.
Эти факторы сохранялись и в 2013 году, но были усугублены еще более негативными новыми факторами, которые привели к спаду в других отраслях экономики России в 2013 году. С моей точки зрения, это следующие два основных фактора.
Первое – это, конечно, то, что до проведения масштабной модернизации предприятий и структурных реформ Россия вступила в ВТО и образовала Таможенный Союз. В результате этих решений были отменены таможенные пошлины на большую часть импорта. Как следствие – резкое падение объемов собственного промышленного производства, особенно экспортно-ориентированного.
Второе – это введение так называемого «бюджетного правила», в результате которого увеличилась доля нефтегазовых доходов, которые зачисляются в резервный фонд. Это привело к резкому снижению объемов государственных инвестиций, которые также могли пойти на модернизацию.
Учитывая эти обстоятельства, для высвобождения резервов и других источников экономического развития, с моей точки зрения (хотя я рискую нарваться на критику), было бы верным взять за основу следующие основные меры:
1. Интенсифицировать работу по преодолению административных барьеров, улучшению налоговой среды и таргетированию процентных ставок по кредитам.
2. Провести структурные реформы (в части увеличения доли малого и среднего бизнеса, в целом доли не добывающих секторов экономики в ВВП, а также в части достижения необходимого уровня обновления основных фондов в обрабатывающих и высокотехнологичных отраслях промышленности).
3. Приостановить членство Российской Федерации в ВТО и других экономических интеграционных объединениях, включая Таможенный Союз, до завершения структурных реформ (в том числе до момента, когда доля малого и среднего бизнеса составит не менее 50% ВВП, а уровень процентных кредитных ставок снизится до среднеевропейских).
4. Отменить «бюджетное правило» и снизить объемы нефтегазовых доходов, зачисляемых в резервный фонд и ФНБ (не более 50% от НГД). При этом высвобожденные средства направить на государственные инвестиции в транспортную и инженерную инфраструктуру.
Реализация данных решений действительно позволит создать существенные стимулы для экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе, а также создать условия для того, чтобы экономика развивалась не по консервативному, а по целевому (форсированному) сценарию прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года.