Стратегический документ должен стать основой для развития отдельных отраслей и территорий, принятия решений по осуществлению масштабных инфраструктурных проектов. Все три сценария развития составлены с учетом тенденции глобализации рынков, роста мировой торговли, сокращения разрыва доходов между развивающимися и развитыми странами и предполагаемой цены на нефть Urals в 91-110 долларов за баррель.
При консервативном сценарии, предусматривающем модернизацию топливно-энергетического и сырьевого секторов, среднегодовые темпы роста ВВП оцениваются в 3-3,2% в год, инвестиций в основной капитал - 4,7%. Инновационный сценарий характеризуется усилением инвестнаправленности роста экономики, созданием современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и модернизацией энергосырьевого комплекса. При нем среднегодовой рост ВВП оценивается в 4-4,2%, инвестиций - в 5,9%.
При форсированном сценарии среднегодовые темпы роста ВВП повысятся до 5,4%, инвестиций - до 8,2%. Он предусматривает создание 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году, рост производительности труда в 2018 году в 1,5 раза и реальной заработной платы к 2018 году в 1,6-1,7 раза.
Все три сценария предполагают, что к 2030 году зарплаты в стране вырастут минимум в два раза, пенсии увеличатся в три раза, а Россия войдет в число богатейших стран мира. Премьер-министр Дмитрий Медведев отметил, что прогнозирование на 17 лет вперед всегда является относительным, но важно понимать, к каким результатам нужно стремиться.
Ваша общая оценка документа экономического развития РФ, подготовленного Министерством экономического развития. Какой из представленных сценариев является наиболее вероятным в реальности?
В целом документ предоставляется сбалансированным и отвечающим принятым в России методикам прогнозирования. Однако хотелось бы отметить, что по европейским меркам данный прогнозный период (на 18 лет) является скорее среднесрочным. Согласно директивам ЕС страновые прогнозы развития готовятся на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный период. Под долгосрочным прогнозом в ЕС понимается прогноз социально-экономического развития минимум на 60-летний период (прежде всего исходя из долгосрочного демографического прогноза), при этом в Швеции долгосрочный прогноз готовится на период до 90 лет.
Если возвратиться к прогнозу социально-экономического развития России на период до 2030 года, то из представленных сценариев наиболее вероятным в реальности представляется консервативный. Консервативный, прежде всего, потому, что существенных изменений в денежно-кредитной и бюджетной политике, а также улучшений в инвестиционном климате пока не планируется.
Какие риски, угрожающие замедлением темпа роста экономики вы бы выделили?
Основным внешним риском, угрожающим замедлением темпа российской экономики, остается цена на нефть. Но уже не единственным. На темпы российской экономики все большее влияние оказывают как негативные тенденции роста мировой экономики в целом (которые являются одним из факторов торможения дальнейшего неизбежного роста стоимости нефти), так и особенно - темпы роста экономики Китая, доля которого в структуре нашего нефтяного экспорта увеличивается год от года.
К внутренним рискам, как я уже сказал, относятся проводимая денежно-кредитная и бюджетная политика, которые сдерживают экономический рост.
На что следует обратить повышенное внимание властям для реализации хотя бы самого пессимистичного сценария развития?
Не очень корректно говорить о реализации прогнозного сценария. Прогноз это прогноз. Другое дело, что на основании данного прогноза как ориентира готовятся конкретные планы действий (государственные программы, проекты), которые должны способствовать улучшению параметров данного прогноза (реализации того или иного сценария).
При подготовке этих планов действий властям необходимо обратить внимание, с моей точки зрения, на улучшение инвестиционного (и в целом предпринимательского) климата в стране. При этом необходимо проведение денежно-кредитной политики, которая в настоящее время должна быть направлена на снижение процентных ставок кредитования экономики.
Кроме того, в течение 3-5 ближайших лет требуется резкое увеличение объемов государственных инвестиций из нефтегазовых доходов на строительство базовой транспортной инфраструктуры (автобанов, высокоскоростных железнодорожных магистралей, хабов и авиаузлов, мостов и тоннелей).
При этом необходимо перейти от оценки краткосрочных эффектов от реализации указанных планов действий (которые в краткосрочном периоде могут быть оценены как неэффективные) к оценке преимущественно долгосрочных эффектов.