Печати коммерческих организаций могут быть отменены к концу года

15 января 2014 г. Государство 4 9890 Гэу Андрей
1 Изображение Привычный атрибут бизнеса – печать может уйти в прошлое. К декабрю 2014 года Минэкономразвития внесет в правительство законопроект об отмене печатей для коммерческих компаний. Речь идет об ООО и акционерных обществах.

За счет отмены печатей планируется сократить сроки регистрации компаний на один день, а стоимость регистрации на 900 рублей. Основная цель реформы – улучшение позиций России в рейтинге Doing Business от Всемирного банка.

Вместе с отменой печати представители деловых организаций считают уместным отменить и трудовые книжки. К слову, у индивидуальных предпринимателей (ИП) в России никогда не было прямой юридической обязанности использовать печать, но остается фактическая.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Манжос Виталий (Аналитик, Банк "Образование")

Как вы прокомментируете инициативу Минэкономразвития? К чему приведет отмена печатей?

Предлагаемая инициатива является образцом формального подхода к улучшению условий для ведения бизнеса в России. В настоящее время изготовление печати при регистрации новой компании представляется лишь не слишком обременительным техническим моментом. В случае одобрения это новшество будет носить «косметический» характер. С точки зрения улучшения делового климата данную ситуацию можно охарактеризовать словами известного классика: «Шаг вперед – два шага назад…». В то же время обсуждается законопроект, существенно облегчающий порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям. Уместно также привести пример резкого повышения величины страховых взносов во внебюджетные фонды для индивидуальных предпринимателей в 2014 г., в результате которого многие из них были вынуждены официально прекратить свою деятельность.
Скорее всего, несмотря на отмену обязательной обязанности по изготовлению печатей, они продолжат свое существование в качестве традиционного предмета делового оборота. Оттиск печати предприятия в дополнение к подписи уполномоченного лица является дополнительным, хотя и не всегда абсолютно верным, признаком подлинности документов. В настоящее время даже индивидуальный предприниматель, работающий без печати, вызывает некоторую настороженность при подписании важных бумаг. Напомним, что при открытии расчетного счета в банке, финансовые организации требуют от организации образец оттиска печати. Отсутствие печатей в договорах, доверенностях и финансовых документах поставит вопрос о способах дополнительной идентификации подлинности «бумажной» подписи первых лиц предприятий.
Побочным эффектом отмены печатей для коммерческих организаций станет увеличение оборота нотариально заверенных бумажных документов. Кроме того, это вызовет рост значения и масштабов применения электронной цифровой подписи, которая заменяет собой печать и собственноручную подпись уполномоченного лица. Не исключено, что в обозримом будущем ЭЦП полностью заместит собой традиционную печать и ее выпуск так же станет обязательным условием для государственной регистрации коммерческого предприятия.
Инициатива по отмене трудовых книжек в современных экономических реалиях представляется давно назревшей необходимостью. В век информационных технологий этот бумажный документ перестал выполнять свою историческую функцию. В настоящее время данные об официальном трудоустройстве накапливаются по линии внебюджетных фондов при учете организаций и ИП в качестве работодателей. Отмена необходимости ведения трудовых книжек станет для российских предпринимателей приятным, но не слишком значимым нововведением.

Соколовский Александр (Глава представительства в Северо-Западном федеральном округе Консалтинговой группы «НЭО Центр»)

Как вы прокомментируете инициативу Минэкономразвития по отмене трудовых книжек и печатей?

Инициатива по отмене трудовых книжек, на мой взгляд, является положительной. Сложности и значительные расходы при ведении трудовых книжек возникают чаще всего у небольших компаний и ИП, которые вынуждены привлекать или иметь в штате соответствующих специалистов. Для крупных компаний этот процесс не является обременительным и отмена трудовых книжек не сильно повлияет на расходы компаний. Нововведения относительно отсутствия необходимости наличия печати у коммерческой организации, по нашей информации, планируют применять только на стадии регистрации компании с целью сокращения регистрационных сроков. Соответственно, при ведении хозяйственной деятельности организациями печать по-прежнему будет необходима как одно из средств индивидуализации компании, поэтому статья расходов на изготовление печати не сократится и здесь ситуация для бизнеса не изменится.

Указанные новеллы требуют внесения изменений в гражданское законодательство, федеральные законы об ООО и АО, о государственной регистрации юридических лиц, трудовое и пенсионное законодательство. Также новшества повлекут необходимость внесения изменений в процедуры получения заграничных паспортов и андеррайтинга заемщиков, введения новых реестров сведений о работниках и т.д.
Сложности будут возникать при расчете трудового стажа и начисления больничных и пенсии, актуальности и полноты предоставленных кандидатом на работу сведений, при потере или отсутствии данных о работнике в реестре. Указанный выше список сложностей далеко не исчерпывающий и его можно продолжать. Уверен, что сложности будут возникать как при подготовке указанных изменений, так и длительное время после вступления их в силу. Однако, сложности всегда возникают, когда идешь вперед к улучшениям и это естественно

Пузырева Елена (Ведущий юрист консалтинговой группы «ТАКО»)

Что выиграет бизнес от отмены печатей?

Инициатива Минэкономразвития относительно отмены печатей лишь немного может повлиять на рейтинг Doing Business и ускорить регистрацию организаций, а вот глобального изменения в целях улучшения бизнеса, я не вижу, так как такая инициатива преждевременна, потребует большего количества других изменений и сложностей. Ведь если отмена печати будет затрагивать только процедуру регистрации, то в последующем организации все равно придется иметь ее для надлежащего оформления документов. Так, печать сейчас необходима для ее проставления на документах (бланках) строгой отчетности, трудовых книжках, путевых листах, приходных (расходных) кассовых ордерах и т.п.
Несмотря на то, что на смену печати сейчас пришла более надежная электронно-цифровая подпись (ЭЦП), процедура ее получения, сложность использования и стоимость на сегодня не привлекательны для малого бизнеса, особенно если он находится вдали от крупных городов. Также в рамках малого бизнеса при отмене обязательности печати, возрастает риск недоверия к документам, оформленным только за подписью.
Кроме того, на сегодня организации сталкиваются с другими более актуальными проблемами, а также препятствиями, создаваемыми госорганами для осуществления бизнеса и их коррумпированностью, которые требует скорейшего решения. Поэтому вопрос относительно отмены печати является сегодня недостаточно актуальным.
Что касается отмены трудовых книжек, то данная инициатива Минэкономразвития, наконец-таки, решит вопрос с таким пережитком прошлого, как трудовая книжка. С введением единой базы налогового и пенсионного учета трудовая книжка утратила свой основный смысл, расчет пенсионных отчислений и стажа сейчас выполняет пенсионный фонд без предоставления застрахованным лицом трудовой книжки. В большинстве стран мира трудовая книжка также давно не используется. А для того, чтобы доказать свой профессиональный опыт, соискатель представляет потенциальному работодателю рекомендации с прошлых мест работы либо непосредственно сам трудовой договор. Соответственно, инициативу Минэкономразвития в части отмены трудовых книжек можно только поддержать.

Жданова Ольга (Руководитель отдела Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С)

Как вы прокомментируете инициативу Минэкономразвития?

На фоне массы других проблем, связанных с регистрацией юридических лиц и их документооборотом, инициатива Минэкономразвития по отмене печатей выглядит странно. Обосновывая позицию министерства, пресс-секретарь министра экономического развития сообщила, что это сократит продолжительность процедур на 1 день и стоимость на сумму 900 рублей. Лично мне непонятно, каким образом печать организации влияет на продолжительность процедур, и как отказ от печати сократит эту продолжительность, тоже самое касается стоимости. Стоимость изготовления одной простейшей печати составляет от 150 до 350 рублей. В качестве альтернативы Минэкономразвития предлагает использовать электронную цифровую подпись (ЭЦП), почему-то забывая упомянуть, что процедура получения ЭЦП не бесплатная и занимает определенное время. В чем тогда выгода? Тем не менее, плюсы в отказе от печатей безусловно имеются, например, в настоящее время мы нередко сталкиваемся с подделкой печатей, изготовить любую печать по оттиску не составляет большого труда. Фирмы, занимающиеся этими услугами, порой не очень щепетильны и изготавливают печати, не требуя документов. Замена простой печати электронной цифровой подписью усложнит процесс подделки документов и позволит соблюдать чистоту процедур. Но готов ли бизнес и государственные органы к такому переходу? До сих пор не во всех государственных органах есть возможность принимать документы в электронном виде. Очень хочется надеяться, что инициатива Минэкономразвития не закончится плачевно, как это нередко бывает, когда вступает в силу соответствующий закон, но при этом не продуман механизм его реализации.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также